Конспект занятия во второй младшей группе тема: " Моя семья"

Занятие во второй младшей группе по теме «Моя семья»

Цель: Уточнять и расширять знания детей о себе и своей семье, учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятие «родня», «родственники». Закреплять знания о домашних обязанностях всех членов семьи. Воспитывать любовь, заботливое отношение к близким, к семье.

Предварительная работа : Отрабатывание родственных связей: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, внук, сын, дочка. Заучивание фамилии, имени, возраста и домашнего адреса. Рассматривание картинок о семье, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».Рисование «Расческа для мамы», лепка «Гусеничка и ее детки».

Ход занятия:

В. вносит игрушку и письмо: Ребята, к нам сегодня в гости пришел домовенок Кузя и принес нам письмо (открывает конверт, в нем открытка со стихотворением)

Моя родня.

Мама с папой мне – родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родню свою очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

И еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра,

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

В.: Ребята, вот Кузя вас хочет спросить, кто в стихотворении назван «родней»? (дети отвечают)

Вы считаете друга Сережку тоже родней? А щенка Тишку? А кто они для мальчика?

А как вы считаете, что значит «родня»? (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат)

Правильно, ребята, а еще родня – это ваши дяди и тети, двоюродные сестры и братья.

В.: А если родственники живут вместе в одном доме или в одной квартире мы называем их семьей. Расскажите мне и Кузе о вашей семье, кто живет с вами.(рассказы 2-3 детей)

В.: Да, ребята, семья – это родной дом, где всегда уютно и тепло, где тебя всегда ждут мама и папа, бабушка и дедушка.

Проводится пальчиковая игра «На поляне дом стоит».

Проводится пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…».

В.: А кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

Что она делает дома? (мама стирает белье, убирает квартиру, готовит обед)

А что в семье делает папа? (папа покупает продукты, ремонтирует машину, помогает маме в уборке).

А чем в семье заняты бабушка и дедушка? (бабушка готовит обед, помогает маме по хозяйству, занимается огородом; дедушка помогает папе в ремонте машины, а бабушке помогает поливать огород).

А какие обязанности по дому есть у вас? (я помогаю маме мыть посуду, складывать белье, убираю на место игрушки, помогаю бабушке поливать огород).

Три хозяйки

Что за сестры! Прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки,

Ну а третья подбирает

На полу осколки.

Стирка

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки.

Как же маме не помочь

Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте –

Я стираю, посмотрите!

В.: А Кузя еще вам принес картинку!

Воспитатель выставляет картинку «Семья».

В.: Посмотрите, ребята, на картинку и скажите, кто здесь нарисован?

(На картинке нарисована семья).

Сколько человек в этой семье? Давайте посчитаем.

Перечислите членов семьи.

Назовите самых старших членов семьи, самых младших.

Как вы думаете, какой праздник сегодня празднуют в семье? (День рождения).

Почему вы думаете, что день рождения? (торт со свечами, подарки, шары)

А чей день рождения?(Дочери)

Почему день рождения девочки?(подарили куклу)

Давайте придумаем имена для девочки и мальчика (дети придумывают)-

А кем доводится мальчик Федя девочке Кате? (братом)

А она ему? (сестрой)

А кем является Катя для папы и мамы? (дочкой)

А для дедушки и бабушки? (внучкой)

Скажите, пожалуйста, что делает семья на картинке? (слушают, как поет Катя).

А как вы думаете, что они будут делать потом? (будут пить чай с тортом, праздновать день рождения Кати).

Молодцы, ребята, вы все хорошо рассказали по картинке. Хорошо, когда в семье все дружно и весело справляются с домашней работой, и остается время послушать музыку, посмотреть вместе телевизор, почитать книжку, и поиграть. Вот и мы с вами сейчас отправимся кататься на карусели в парк вместе с родителями.

Педагог выполняет роль мамы, а наиболее смелого и активного мальчика приглашает на роль папы. Мама и папа приглашают детей покататься на карусели. Они собирают их в одну цепочку: подходят к каждому ребенку и говорят: «Сашенька, сынок, будешь кататься с нами? Тогда прицепляйся!»

Саша дает руку педагогу и уже втроем они идут к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все дети и становятся в круг. Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем кататься на карусели, держитесь друг за дружку крепко, чтобы карусель не поломалась».

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом. бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра!

Игра закачивается тем, что дети хлопают друг друга по ладоням и разбегаются. Затем собираются в круг и выбирается новый «папа», и игра продолжается.

В.: Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо рассказали про семью, нашему гостю Кузе очень понравилось, наше занятие окончено.

Автор : Банникова Зинаида Ивановна - воспитатель высшей категории "Детский сад №132 "Лесная сказка" города Кургана
Название : Конспект открытого интегрированного занятия во второй младшей группе "Моя семья"
Год : 2017

Цель : Помочь детям понять родственные отношения в семье.
Программное содержание :
Формировать правильное представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Рассказать о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Понимать роль взрослых и детей в семье.
Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.
Воспитывать желание заботиться о близких людях и чувство привязанности к ним.
Развивать мелкую моторику рук.
Словарная работа : названия пальцев (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).
Материал : фотографии членов семьи (лица папы, мамы, дедушки, бабушки и ребенка);; презентация «Моя семья».
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своих близких. Разучивание стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке. Разучивание пальчиковых игр. Беседа о семье в нерегламентированное время, рисование по теме «Моя семья». Оформление фотовыставки «Отдыхаем всей семьей». Дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в домике живет?», строительные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол».

Ход занятия:
Организационный момент (проводится в кругу).
Воспитатель:

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

– А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.
– Здравствуйте!
– Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю сесть на стульчики.
Дети садятся полукругом у экрана.
На экране изображение картины «Курица, петух и цыплята» (слайд №2).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Дети: Курочка, петух, и цыплята.
– Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят? (Мама)
– А кто петушок для цыплят? (Петушок – это папа цыплят.)
– А как вы думаете, у них дружная семья? (Да, у них дружная семья.)
– Как вы догадались? (Они живут все вместе. Мама заботится о цыплятах. Папа защищает их от врагов. Никто не ссорится, не клюется.)
Слайд №3
– Ребята, курочка с цыплятами прислали нам письмо, интересно, что там?
Слайд №4
– Посмотрите, сколько разнообразных домов и во всех живут люди.
Слайд №5 (изображение домика)
– А вот еще один домик, и в нем еще никто не живет. Какой красивый домик! Хотите жить в таком домике? (Да, хотим.)
– Все хотите? Давайте поселим в домик ребенка. Это может быть любой из вас, Соня или, Саша, Карина, Глеб или другие ребята.
Слайд № 6 (в домике появляется ребенок)
– Хорошо вам в вашем домике? (Да, хорошо)
– А не скучно жить одному? (Разные ответы детей.)
– Ребята, а кто вас будит по утрам, чтобы не опоздать в детский сад, и кормит завтраком? (Мама, мамочка моя)
- Соня, расскажи нам стихотворение, как ты любишь свою маму.

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.

– А вы маму свою любите? (Да, любим)
– А за что вы маму любите? (Мама заботится о нас: покупает игрушки, готовит вкусный обед, стирает, убирает, читает книжки, шьет, любит нас)
Ребята, у меня есть волшебный сундучок, в который мы будем складывать хорошие слова: они будут долетать и наполнять его
– Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (Моя мамочка добрая, заботливая, ласковая, красивая, любимая и т. д.)
– Ребята, а хотите, чтобы ваша мама поселилась в вашем домике? (Да, хотим)
Слайд № 6 (в домике рядом с ребенком появляется мама)
– Ребята, а рядом с мамой кого вы хотите видеть? (Папу)
– А вы папу своего любите? (Да, любим, конечно)
– Глеб, расскажи нам стихотворение о папе.

Не терпит мой папа безделья и скуки!
У папы умелые сильные руки,
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
– А за что вы любите папу? Как он о вас заботится? (Папа катает на машине, учит ездить на велосипеде, играть в футбол, покупает игрушки, заботится о нас, защищает нас)
– Значит, папа у вас какой? (Папа хороший, смелый, умный, добрый, сильный)
– Хотите поселить папу в свой домик? (Да, хотим, чтобы папа жил в домике с нами)
Слайд № 7 (в домике ребенок, мама и папа)
– Ребята, а кто для вас мама и папа? (Они наши родители)
– Но у ваших родителей тоже есть родители – это ваши бабушки и дедушки. Любите бабушку и дедушку? Давайте их тоже поселим в домике: сначала бабушку…
Слайд № 8 (в домике появляется бабушка)
Ева, расскажи нам стихотворение о бабушке.

У мамы – работа, у папы – работа.
У них для меня остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит: «Да ты не спеши,
Ну что там стряслось у тебя? Расскажи».
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит перебирает…
Нам хорошо вот так вдвоем.
Без бабушки какой же дом?

Физкультминутка с родителями и детьми «Ладушки».
Воспитатель: Ребята, встаньте, мы немного отдохнем, родителей тоже приглашаем отдохнуть вместе с нами. Поиграем ладошками.

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
(Хлопки)
А у бабушки ладони все в морщинах собраны.
(Ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые-предобрые.
(Гладим ладони.)
Всё работали ладони долгими годами.
(Стучим кулаком по ладони.)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами.
(Подносим ладони к лицу и нюхаем.)
По кудрям тебя погладят добрые ладони.
(Гладим себя.)
И с любой печалью сладят добрые ладони.
(Подносим ладони к лицу и дуем.)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки
(Хлопки)

– Отдохнули? Садитесь на свои места.
– Ребята, а вы за что любите бабушку? Что умеет делать бабушка, давайте ее похвалим! (Моя бабушка самая добрая, она вяжет, печет пироги, варит вкусные компоты, гуляет со мной, забирает меня из садика, угощает сладостями, любит меня, заботится обо мне.)
– А дедушку вы тоже любите? (Да, любим.)
– Поселим его в домике? (Да, конечно поселим.)
Слайд № 9 (в домике появляется дедушка)
Егор, расскажи нам о дедушке.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!

– Ребята, а давайте спросим у наших родителей, что же умеет делать дедушка? (Дедушка чинит, мастерит, помогает бабушке, заботится обо всех.)
– Ребята, у многих из вас еще есть братья и сестры, старше или младше вас. Поселим к взрослым сына и дочку? Они будут вам братом и сестрой. (Да, поселим)
– Карина, расскажи о своем брате.

Я братом своим очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью я признаюсь!
Знакомы с рождения, с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!

– Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Чем занимается дома ваша сестра? (Моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.)
– А брат что делает? (Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.)
Слайд № 10 (поселили сестру и брата)
– Вот какая дружная и большая семья собралась в нашем доме, все вместе живут, заботятся друг о друге, помогают друг другу во всех делах. Хорошо, что у всех нас есть семья!
– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)
– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)
– Ребята, а за что вас любят в семье? (Слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)
– Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья! И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков. Родителей просим присоединиться к нам. Сожмите левую руку в кулачок, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец. (Движения сопровождаются текстом.)

Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(большой палец)
Этот пальчик – бабушка,
(указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка,
(средний палец)
Этот пальчик – мамочка,
(безымянный пальчик)
Этот пальчик – я,
(мизинец или мизинчик)
Вот и вся моя семья!

– А теперь вместе с родителями возьмите ладошки и фотографии семьи. Распределите их по пальцам.
Играет музыка. (Детская песенка про семью.)
– Кто самый младший в семье? (Это я.) Найдите свою фотографию и положите на мизинец.
– На безымянный палец – фотографию мамы рядом с вами, нашли?
– На средний палец – фотографию папы, найдите и положите рядом с мамой.
– На указательный палец – фотографию бабушки.
Большой палец – кто это? (Дедушка) Правильно, туда фотографию дедушки положите.
– Посмотрите, у вас на ладошке получилась большая дружная семья. В семье все друг друга любят, заботятся друг о друге и помогают друг другу.

Знаю я, что у меня дома дружная семья:
Это – мама, это – я, это – бабушка моя.
Это – папа, это – дед, и у нас разлада нет.

.
– Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили и чем мы занимались? (Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.)
– Молодцы, ребята! А теперь давайте откроем нашу волшебную шкатулочку. Ой! Ребята! Все ласковые слова превратились в красивые сердечки. Дома вы подарите свое сердечко кому захотите. Я хочу вам пожелать, чтобы это сердечко принесло частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1391»

дошкольное отделение

Педагогический проект

во второй младшей группе №4

«Гномики»

«Моя семья!»

Воспитатели: Могильная Т.В

Голубева Н.В.

.

2016 год

Актуальность:

Семья – это очень важно!

Семья – это очень сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: ребёнка семья или общественное воспитание?

Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка с раннего возраста.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Что является одним из пунктов ФГОС ДО.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, а также зачастую фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

Поэтому мы решили, что нам необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей. Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями дадут большой результат в развитии наших детей. Помогут детям более доступно и наглядно освоить понятие «Моя семья».

Цель проекта:

Задачи проекта:

.

Тип проекта: образовательный, творческий.

Вид проекта : групповой, краткосрочный.

Участники проекта: Педагоги , родители, дети второй младшей группы №4 «Гномики».

Проблема: Некоторые дети плохо знают членов своей семьи по именам. Плохо рассказывают о своей семье, когда приходят в детский сад и уходят домой во время одевания и раздевания между детьми и родителями происходят часто недовольство чем-то, обиды и конфликты. Нет при общении друг с другом тёплого взаимопонимания. В группе есть родители, которые не хотят принимать участия в общих мероприятиях, они считают, что это не так важно для их ребёнка.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

На праздник «8 марта» мы с воспитанниками сделаем подарки для наших любимых мам;

Форма проведения: Игровая деятельность, ситуационные беседы, чтение литературы, заучивание стихов к празднику «8 марта».

Продуктивная деятельность: Создание семейных альбомов «Наша дружная семья» или «Наши семейные традиции» из рисунков или фотографий; листовки «Ладошки нашей семьи»;

Материалы и оборудование: атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, наборы демонстративных картинок, книги для выставки, план тематической недели.

План реализации проекта.

I Подготовительный этап:

1.Разработка проекта;

2. Подбор соответствующей литературы и информации по данной теме.

3.Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

4.Общение с родителями и обсуждение работы по данной теме.

5. Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности:

    Создание семейных альбомов «Наша дружная семья» или «Наши семейные традиции» из рисунков или фотографий;

    Изготовление листовок «Ладошки нашей семьи»;

    Составление плаката «Генеалогическое древо нашей семьи».

    Совместная деятельность детей с педагогами «Мы подарок маме смастерили и этим маму удивили»;

    Праздничный концерт с подарками для мам.

II Деятельный этап :

    Чтение сказки «Три медведя ».

    Рассматривание семейных альбомов, которые сделали родители и принесли в детский сад;

    Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…»

    Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов «Расскажи, с кем ты живёшь»;

    Дидактическая игра «Подбери платок каждому из твоей семьи»;

    Игра- инсценировка «Добрый вечер, мамочка» (папочка или другие родственники).

    Чтение сказки «Волк и семеро козлят»;

    Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, где ты был»;

    Речевое развитие. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Моя семья»;

    Дидактическая игра «Мамы и детки»;

    Рассматривание листовок «Ладошки моей семьи», которые принесли родители. Заслушивание рассказов детей,

    Дидактическая игра «Найди ладошки своей семьи»;

    Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Папа, мама, я - дружная семья»

    Ситуационная беседа по вопросам «Что делает ваша семья утром (вечером)»

    Игровая ситуация «Капризуля».

    • Ситуационная беседа «На кого ты похож? И почему?»;

      Музыкально дидактическая игра «Где мои детки»;

      Игра «Узнай про кого я расскажу»;

      Пальчиковая игра «Строим дом»;

      Ситуационная беседа «Где живёт твоя семья»;

      Художественно-эстетическое развитие. Конструирование «Построим дом для своей семьи». Игры со строительным материалом;

      Чтение сказки «Три поросёнка»;

      Сюжетно-ролевая игра «Мамины и папины помощники».

    • Праздничный концерт «Для наших любимых мам».

    • Беседа по вопросам «А какие у тебя бабушка и дедушка»;

      Коммуникативная игра «Старенькая бабушка»;

      Познавательное развитие. Развивающая образовательная ситуация на основе «Путешествие в деревню к бабушке и деду»;

      Художественно-эстетическое развитие. Музыка. Развивающая образовательная ситуация на основе «Бабушка очки надела»;

      Проблемная ситуация «А у вас дружная семья»;

      Подвижная игра «Дружная семейка»;

      Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она»;

      Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед, как мама»

    • Ситуационная беседа «В какие игры играют с вами ваши родители»;

      Познавательная игра «Мамины бусы»;

      Дидактическая игра «Добавь словечко»;

      Подвижная игра «Делай быстро, как мама»;

      Беседа «Я люблю маму потому, что…»;

III Завершающий этап:

Результат:

Дети могут рассказать о своих родственниках, о своей семье и своих семейных традициях;

Мы оформили из принесённых родителями работ выставки:

    «Я и моя дружная семья»;

    «Ладошки моей семьи»;

    «Совместно с папой смастерили».

Отношения у детей к своим родителям стали более тёплыми, родители и дети стали к друг другу внимательнее и трепливее. Многие родители чаще стали интересоваться делами группы. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.

На празднике «8 марта» мы с воспитанниками подарили подарки, сделанные для любимых мам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2–е изд., испр, и доп. – М., Мозаика – Синтез, 2005.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007

Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102

Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,2007

Образовательная ситуация на игровой основе «Моя семья»

Цель : учить детей формировать навыки общения и уважения в семье.

Программные задачи:

1) Дать представление детям о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

2) Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления.

3) Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Оборудование: рисунки на тему «Моя семья»; дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет»; персонажи сказки «Репка»; картинки про семью);

Предварительная работа: чтение рассказов: Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстой «Старый дед и внучек»; совместные рисунки родителей и детей «Герб семьи»; рисунки детей на тему «Моя семья»; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

Словарная работа : семья, дедушка, бабушка, тётя, дядя, папа, мама.

Ход занятия:

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите?

Ёе название вы узнаете, ответив на вопрос: «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща?» (показывается репка)

Воспитатель: Это сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дети: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)

Воспитатель: Семья - это дом. Семья -это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека…

Воспитатель: Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку.

Воспитатель: «Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабушка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?

Воспитатель: Дети, расскажем бабке (ответ детей)

Воспитатель: Сегодня у нас на занятии открыта выставка рисунков «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)

Воспитатель: Можно сказать, что на каждой картинке изображена семья?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Правильно дети испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.

Воспитатель: Понравилось Жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, на репку надо дальше тянуть.

Воспитатель: Кого позвала Жучка?

Наводящие вопросы воспитателя для детей:

С кем ты живёшь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Как ты заботишься о членах своей семьи?

Ты любишь своих близких? Почему?

Психогимнастика

Воспитатель: Покажите, какое бывает выражение лица у папы и у мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?

Воспитатель: А если они хмурятся?

Воспитатель: Слушаем сказку «Репка» дальше.

Воспитатель: «Бабка за детку, детка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: «С удовольствием, а потом с ребятами поиграю»

Игра «Кто какую работу выполняет»

Дети выходят к доске. Каждому ребенку показывается картинка с того или иного действия членов семьи, дети рассматривают картинку и говорят. Что на ней изображено (например, мама варит суп, дедушка читает книжку, бабушка вяжет носочки)

Внучка с детьми участвует в игре.

Воспитатель: Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Ты охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?

Работа над иллюстрациями.

Воспитатель: Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: Сказка продолжается. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. »

Воспитатель: Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.

Загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? –

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых детей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш (дед)

Воспитатель: Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись тони все вместе за репку и вытянули её из земли.

Воспитатель: а теперь мы давайте вытянем свою репку, мы же тоже с вами семья. Детям предлагается вытянуть репку.

Как думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно)

Итог:

Как хорошо, что у всех вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Что вы хотите пожелать своей семье? (здоровья, счастья.)

Аналитическая справка

29 февраля-11 марта 2016 года в дошкольном отделении №1 реализовывался проект «Моя семья! »

Участники: дети второй младшей группы №4, воспитатель Могильная Т.В., воспитатель Голубева Н.В., родители.

Цель проекта : Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Задачи проекта:

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты реализации проекта: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека .

Тип проекта: образовательный, творческий.

Вид проекта : групповой, краткосрочный.

Актуальность темы: в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

    Понимать роль взрослых и детей в семье.

    Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

    Формировать умение называть членов соей семьи.

    Воспитывать культуру поведения.

    Обогатить знания о своей семье.

    Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.

2.Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

Содействовать расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста за счёт обозначения качеств снега, снежинки: холодная, мокрая, липкий, пушистый, холодный, красивая, блестит ;

Создавать условия для развития связной речи.

3.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

Воспитывать умение работать в подгруппе;

Формировать у детей осознанно – правильное отношение к природе;

Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, с взрослыми;

Создавать условия для развития эмоциональной сферы каждого ребенка.

4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

Способствовать созданию предпосылок для развития детского словотворчества;

Сделать проект сотворчеством педагогов, детей и родителей.

5.Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи:

Содействовать сохранению психофизического здоровья детей.

Выводы: Дети испытали радостные эмоции, разглядывая созданные руками родителей макеты, узнавая и называя близких и родных им людей. Родители активно участвовали в жизни группы. У детей сформированы элементарные представления о семье, о профессиях родителей

Продукт проектной деятельности - в группе была оформлена выставка «Моя семья», в составлении которой приняли участие дети и их родители.

Организация образовательной деятельности детей во 2 младшей группе по теме: «Моя семья»

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе и о роли матери в семье.
Задачи приоритетной образовательной области :
Социально – коммуникативное развитие: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.
Задачи ОО в интеграции: Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование целостной картины мира. Речевое развитие: овладение речью, как средством общения, обогащение активного словаря. Физическое развитие: овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ (в двигательном режиме) .
Предпосылки учебной деятельности: Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Понимает роль взрослых и детей в семье. Формируются основы безопасного поведения в быту, социуме. Развита крупная моторика, ребенок стремится осваивать разные виды движения. Воспроизводит действия взрослого. Формируются добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства.
Оборудование для педагога: пиктограммы «Капельки», «Солнышко», кукла, макет «Русская изба», иллюстрации с изображением семьи животных и птиц.
Оборудование для детей: счетные палочки, сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», беседа: «Я и мой дом».

Ход занятия

Дети с воспитателем заходят в группу.
Хоровод «Здравствуй друг»
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся,
- Здравствуйте дети, вы всех прекраснее на свете! Посмотрите на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я – Надежда Леонидовна. Ответьте мне как вас ласково зовут? (Лизонька, Юлечка)
Я очень люблю играть, а вы хотите со мной поиграть?
Дети какое сейчас время года? (весна) . А весной что на улице происходит (светит солнышко на улице тепло распускаются листочки и цветочки) а ещё бывает звонко капает (дождик). Солнышко у нас выглянуло а где же спрятались капельки от дождя?
Дети ищут капельки, находят их и определяют выражения лица у капелек (грустная, хмурая, печальная, веселая) .Давайте поиграем с капельками и солнышком
Игра «Солнышко и дождик»
поговорки: «При солнышке тепло, при матери добро» , «У ребенка заболит пальчик, а у матери - сердце».
А вы любите свою маму? За что?
Покажите, какое бывает выражение лица у мамы, когда она радуется, когда у нее хорошее настроение. А если она сердится? Какая мама вам больше нравится? Молодцы. (добрая)- Скажите самые ласковые слова о маме. Какая она? (Заботливая, нежная, ласковая)
Давайте сделаем подарок вашим мамам:
Игра «Разложи лучики»
Как светло стало, и я вижу тут какие-то следы, хотите посмотреть куда они ведут? (полоса препятствий - следы)
Пару все себе нашли
И красиво все пошли.
А теперь шагаем,
Подрасти нам нужно тут,
Ноги поднимаем.
На носочках все идут.
Теперь идём между цветами.

Основная часть (содержательный этап)

Подходят к домику.
Что за домик здесь стоит
А в окошке свет горит?
Этот домик непростой
Называется избой
Мы постучим тук – тук, никого!(из избы выглядывает кукла)
-Здравствуй девочка. Как тебя зовут? (Катя)
-Здравствуй Катенька! (Кукла здоровается)
-Катенька с кем ты живешь в этом доме? Одна?
-Как одна?
Ребята, Катенька пошутила. Как вы думаете, с кем живет девочка? (мама, папа, бабушка, дедушка).
А вы с кем живете?
Вас мамы привели в детский сад, а сами куда пошли...
-А где Катины мама и папа? (на работе). Давайте, пока родителей нет дома, мы возьмем Катю с собой в детский сад, дома одной нельзя... а вечером родители ее заберут. Поиграем с Катей, побудем ее мамами и папами. А каждая мама заботится о своих детях, радует их потешками и прибаутками.
-Покажите, как вы сможете позаботиться о Кати.
Чтение потешки: Катя, катя маленька
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катенька, ноженькой
(Дети рассказывают потешку, выполняя действия)
-Семья есть не только у людей, но и у животных и птиц. Только малыши непослушные убежали гулять на полянку и потерялись, помогите им вернуться в свою семью. (Рассматривание иллюстрация с семьями животных и птиц.)
Давайте поможем деткам прийти в свою семью к мамам и папам? Обрадовались малыши, что домой вернулись.
А что вы чувствуете, когда рядом мама? (Ответы детей: тепло, заботу, радость, защиту) .
Игра с пальчиками «Дружная семья»
Этот пальчик–дедушка,
Этот пальчик–бабушка,
Этот пальчик–папочка,
Этот пальчик–мамочка,
А вот этот пальчик–я,
Вместе – дружная семья!
Заключительная часть
-Ребята, как хорошо что у вас всех есть семья.
-А как вы думаете, девочка Катя может жить одна? (нет) .
-А вы можете жить одни? (Ответы детей)
-Что может случиться, если вы будете жить одни? (Ответы детей: мы можем заболеть, кто будет заботиться, может случиться пожар, кто- нибудь чужой придет)
-Почему вы ходите в детский сад (потому что родители на работе)
-А нас можно назвать большой и дружной семьей? Почему? (Ответы детей) Я вам предлагаю нарисовать нашу дружную семью (рисование ладошками)
-Правильно и животные и птицы, как и люди испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи.
Вы самые счастливые дети на свете, потому что вас дети любят. А теперь давайте скажем гостям нашим до свидание и с Катенькой отправимся в группу а вечером за ней придут мама и папа.
Фото с занятия






Описание материала : Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4) на тему «Моя дружная семья». Этот конспект составлен со всеми требованиями по ФГТ, соблюдается интеграция образовательных областей, составлено в игровой форме для детей.

Тема: Моя дружная семья

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цель деятельности педагога : формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях (встреча ёжика), отвечает на вопросы педагога во время беседы о членах семьи, активен при создании коллективной композиции в аппликации «Красивый дом».

Материал и оборудование : картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит ёжик)

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь наше гостем.

Ёжик: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!

Все: До свиданье, ёжик. Приходи к нам ещё.

2. Загадки. Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…

Дети: Мамочка.

(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети: Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Выставляет картинку с изображением папы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением бабушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением дедушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

(Выставляет картинку с изображением всей семьи).

А все эти люди вместе называются одним словом - Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.

3. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

А этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

(Выставляется ладошка с грустными лицами).


Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

4. Подвижная игра «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?

Дети: В своём доме.

(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика).

5. Аппликация «Красивый дом».

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и празднечный получился дом для семьи. Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.



Дети и воспитатель:

Дома бывают разные-

Кирпичные, каркасные.

С балконами железными;

Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.

Но самый лучший - это мой,

Я в нём живу

С моей семьёй.

5. Рефлексия.

Ребята, кто к нам приходил в гости?

Кого, мы с вами мирили?

А для, кого мы так красиво украсили дом?