Классный час в начальной школе «Терпение и труд всё перетрут. Значение пословицы "терпение и труд все перетрут": толкование и примеры

Классный час в начальной школе « Терпение и труд всё перетрут»
Задачи:

    на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд; сформировать понятия «прилежный», «старательный»как синонимы, дать положительную оценку данным качествам; воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.
Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями.
Ход классного часа.
Знакомство с пословицами о труде - Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд - Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют) - «Собери пословицу» ( 2 команды)

Терпенье и труд все перетрут.

-По труду и награда. -Дело мастера боится.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

По работе и работника знают.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-К большому терпенью придет и уменье. (По ходу значение некоторых пословиц объясняют .)
Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась. - Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
Беседа по теме. - К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью. -Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите. (Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения. (Совет -прочитать эту повесть)
- Подобных примеров можно много привести: Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли, В.Н.Терешкова - первая женщина- космонавт, полетевшая в космос, (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).
- Трудолюбие- достоинство человека - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою! »-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой). ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:
Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!» Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса .
- А надо ли учиться? Почему? (Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
Со временем труд должен стать привычкой , к которой быстро привыкаешь. (Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д. Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).
Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова. (2 человека)
- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно; - прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей). - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. - Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).
В. Осеева «Сыновья» (чтение рассказа учителем) - Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей) - Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
Ф и з м и н у т к а « Тик-так» (наклоны вправо и влево) Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так, А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки, А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.
Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах». (читают наизусть 3 человека)
Ведут часы секундам счёт, Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, Успеет встать и за станок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!» Таких людей, как правило, удача не посещает. -Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
Притча о строителях. При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
-Кому из них работа приносила радость и почему?(3) (Ответы детей)
О б о б щ е н и е. -Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать. (на доске составляют)
    Придерживаться распорядка дня. Доводить начатое до конца. Семь раз отмерь, один отрежь. Отдыхать с удовольствием.
Подведение итогов. - Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей)

Классный час на тему

«Терпение и труд всё перетрут»

Цели: создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.

Задачи: раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду.

Когда-нибудь, перелистывая альбом, задумаюсь и до конца пойму Важнейшее – учиться мастерству усердно и упорно, только своему. Тому, что дорого, что нравится, и с трудностями, чтобы справиться, И гордо чтоб когда-нибудь произнести: Мой труд, моя профессия – в чести!

О чем мы сегодня будем говорить? (о профессиях, о труде)

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Я хочу, процитировать некоторые высказывания
о труде:

    "Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.)

    "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)

    "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Каждый из вас заранее получил задание-маршрут. Мы отправляемся на – на работу к родителям, чтобы узнать об их профессиях. Прошу вас представить отчёт о выполнении задания-маршрута.

Учащиеся рассказывают о профессиях своих родителях, описывают место работы.

Чтение и анализ литературных произведений.

Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил « Деньги зарабатываю для семьи». А третий воскликнул: «Я строю Шартрский собор!»

Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

К сожалению, сегодня то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с золотой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о свеем желании. Увы. Это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Послушайте басню.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

Проблемная ситуация «Два плуга»

«Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Интерактивная беседа

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:

Труд красит человека, а безделье его уродует.

Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

Только в труде человек может раскрыться.

Без труда человек «заржавеет» и заболеет.

(На доске написаны пословицы: «Знания не кошель: за плечами не носить», «Не на пользу читать, коли только вешки хватать», «Корень учения горек, да плод его сладок».)

О чём эти пословицы?

Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

Какое значение имеет учёба в жизни человека? -Учение –это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

«Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие- это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолю- бивыми.

Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым.

Валентина Терешкова путём изнурительных тренировок и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?

Если заглянем в словарь С.И.Ожегова, то найдём пояснение: старательный-делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный- отличающийся усердием в труде, учении.

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравится» (Д.Кинг)

В 12 лет Томас Эдисон стал разносчиком газет на вокзале, а в 15-зарабатывал на жизнь телеграфистом. В свободное время он учился и ставил опыты. Хотя на его счету множество полезных изобретений, ему пришлось потратить более 40 тысяч долларов на неудачные эксперименты, прежде чем в 1879 году он смог создать первую электрическую лампу, а затем патефонную пластинку.

Сомерсет Моэм 12 лет был непризнанным писателем, и только потом к нему пришёл успех. За это время ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований: казалось,

что его карьера окончательно не удалась.Но вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на преградах, он изучал человеческую природу и все свои наблюдения воплощал в пьесах. Он продолжал писать, хотя его работы никого не интересовали.

Однажды некий лондонский продюсер искал замену провалившейся пьесе.Просматривая папки, он обнаружил текст пьесы, которая уже давно лежала у него на столе. Э то была пьеса С.Моэма «Леди Фредерик». Пьесу поставили и сыграли премьеру. К изумлению

всех, она была принята зрителями и имела огромный успех. В течение одного года постановки сразу трёх пьес прошли в переполненных залах, и критики стали называть писателя гением. В ответ на это С.Моэм отвечал: «Прежде чем прославиться, я работал как вол».

В Великобритании считают, что самым выдающимся полиглотом в истории человечества является англичанин Джон Бодринг (1792-1872), который мог говорить на 100 и читать на 200 языках.

Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой:старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Подведение итогов (рефлексия)

Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Надо идти вперед и никогда не сдаваться - правильная и, в какой-то степени, необходимая в жизни пословица, мудрость народа. Лишь настоящее упорство, тяжелый труд может привести человека к реализации себя, к настоящему счастью, - так считали наши прабабушки и прадедушки. Вот только на деле почему-то получается по-другому: куш срывают те, кто мало работает, а все больше ворует, а упорство и труд приводят разве что к разбитому корыту. Где справедливость и почему так получается? Попробуем разобраться вместе с системно-векторной психологией.

Правильно ли идти вперед и никогда не сдаваться?
Почему не всегда получается дойти к цели, даже если стремишься туда со всем упорством и со всей силой воли, на которые только способен?
Что необходимо сделать, чтобы достигнуть желаемого и при этом не ломать себя, свою природу, свое упорство и терпение?

Современное поколение 30-40-летних людей училось в школе еще при СССР. Именно в те далекие времена нас с детства учили, что только самые упорные, самые трудолюбивые, самые самоотверженные смогут добиться чего-то в жизни, стать достойным человеком. Каждый из нас читал книгу "Как закалялась сталь", и каждый где-то в глубине души знает, что нельзя сдаваться, что за счастье надо бороться, оно добывается, а не дается само собой. И главное - каждый из нас способен терпеть в самых плохих условиях, с маленькой зарплатой и с издевательствами истеричного начальства, терпеть годами ради светлого будущего, которое обязательно придет. Идти вперед и не сдаваться - это наш ориентир, который горит в душе невзирая ни на что.

Но время пробежало, союз распался, ценности у всех нас поменялись: вместо того, чтобы хотеть коллективно создавать что-то важное и ценное для всей страны, мы все гонимся за личным успехом, деньгами, крутизной, достатком - вот что нас сегодня интересует. И, конечно, хочется всего этого: и в Турцию с Египтом на отдых, и хороший смартфон для ребенка, и шубу для жены, и автомобиль семейный, и дом уютный, и счастья. Почему нет? Это правильно и это нормально. Только не получается все это. Сидим на задворках, получаем нищенскую зарплату, непризнанные и непонятые - ждем от государства устройства в жизни, хорошей работы и правильной организации. Сидим и упорно ждем - терпим, трудимся (часто на самой скучной работе), мечтаем, уговариваем себя, что все будет хорошо , что вот-вот жизнь поменяется. Только годы проходят, а все на своих местах. Почему мир так несправедливо устроен? Может быть, мечты у нас плохие? Или упорство неправильное какое-то?

Удивительно, но проблема не в мечтах и желаниях. Более того, проблема не в упорстве и терпении, с которым мы умеем подходить к делу. Проблема в подмене ценностей, в сбитых приоритетах, в изначально неправильных целях - и только разобравшись во всем этом, с помощью терпения и труда можно дойти до хорошей жизни. А иначе - никак.

Терпение и труд все перетрут - истина или ложь?

Через системное мышление проще понять, что люди имеют ввиду под "никогда нельзя сдаваться". И главное - разобраться, что делать, если что-то не получается.

Упорство в труде, огромная сила воли, установка "бороться - нельзя сдаваться" - понятия, которые присущи человеку с анальным вектором , более того - это его врожденные желания, подход к жизни, заданный природой. Есть у анальников и другие особенности: ригидная психика, плохое восприятие всего нового и устремленность в прошлое, к традициям и опыту предыдущих поколений.

Люди с иными векторами совершенно по-другому относятся к жизни и это тоже обусловлено их врожденными особенностями. Например, люди с кожным вектором - гибкие и выносливые, легко меняют мнение и цель, подстраиваются под новшества в зависимости от ветра перемен. Быстрые и шустрые, они чуть ли не кожей ощущают, где выгодно, «что - по чём», и как поступить лучше в этот момент времени.

Люди с анальным вектором от природы предназначены для решения определенных задач. И только они могут справиться с этими задачами, как никто другой. Речь идет, конечно, о работах, связанных с упорством и терпением, а именно с тем, где обязательно необходимо высокое качество работы и не допускается ни одной, даже самой малюсенькой ошибочки, оплошности. Также, именно анальники обладают идеальной памятью, позволяя запечатлеть и пронести через всю жизнь мельчайшие подробности, словно бы законсервировав их до мелочей. Только человек с анальным вектором способен быть настоящим учителем - сотни и тысячи раз повторять ученикам одно и тоже, не уставая упорно трудиться, трудиться, трудиться. Любая работа, требующая качества, по плечу только анальному человеку. И действительно, поговорка "терпение и труд все перетрут" работает для анального человека, потому что, только применив все свои лучшие качества, сжав силу воли в кулак, трудясь десятилетиями, не давая себе спуску ни в чем и никогда, он достигает своей цели - быть профессионалом своего дела .

Но сегодня человеку с анальным вектором подменяют понятия и предлагают с теми же самыми качествами стремится не к качеству в труде, а к успеху и миллионам . Что само по себе невозможно, является абсурдом и обманом в чистом виде. Человеку, которому от природы задано создавать совершенные, качественные вещи, предлагают идти к прямо противоположным вещам: быстро соображать, быть гибким и легко менять свои приоритеты. По простому говоря, человеку с анальным вектором предлагают переделаться в человека с кожным вектором, и при этом навязывается мысль, что только в таком случае он сможет стать счастливым и достичь своей мечты.

Так, люди с анальным вектором, со своими врожденными чертами характера, от природы честные и прямолинейные, попадаются на удочку "успешных" лидеров во всяких инвестиционных фондах, МЛМ-компаниях и так далее. И тут же они стараются изо всех своих сил, включают шестую передачу, дают газу и упорно, терпеливо стараются дойти до тех целей, которые обозначают их лже-лидеры. Они стараются изо всех сил, учатся, делают все, как требуется, а ничего не получаются. За их счет обогащаются все, кому не лень, а они остаются в самых последних рядах, среди неудачников и отстающих. Да еще и не в силах бросить все это в один момент - как же, ведь начатое дело, нельзя бросать на полпути, надо терпеть, не сдаваться и идти до самого конца. При этом, человек с анальным вектором даже не понимает, что в конце его ожидает не желанный успех, а чувство опустошения и обреченности, ощущения собственной вины и ничтожности, комплекс неполноценности и стресс.

Через упорство и терпение к звездам

Каждому, абсолютно каждому человеку , от природы задано быть счастливым. Всем, без исключения. И действительно, для того, чтобы достичь своего счастья, надо прилагать усилия. Так, если человек родился с анальным вектором, это совершенно не значит, что он не может стать богатым, зарабатывать хорошие деньги и обеспечить себя и свою любимую семью теплом и уютом. Может, да еще как! Но только реализуясь, как специалист своего дела, дающий качественный продукт без единого пятнышка. Это его козырь, который на самом деле очень востребован в современном мире вечно спешащих людей.

Каждый из нас готов платить большие деньги лишь бы попасть к хорошему врачу-специалисту на прием, ответственному и совестливому, который не думает, как бы только содрать побольше денег. Каждый родитель готов нанять для своего ребенка репетитора, который не просто научит, а зажжет сердце любовью к науке. Что и говорить о востребованности на рынке качественной одежды, мебели, продуктов питания, ответственного подхода в сфере услуг. Отдавая от себя такого рода работу человек с анальным вектором может достичь намного большего, чем сулят ему лидеры успеха на бизнес-тренингах.

Ценности нового мира

Современный мир наводнен разного рода подвохами, обманами, ничего не стоящими идеями. И больше всего попадается на них именно человек с анальным вектором. Но не только он. Умело используя поговорки и ценности, которые близки нам по духу, "умники" обманывают нас на ровном месте, пользуясь нашей слабостью. Часто бывает и так, что мы сами, не понимая себя, даже без подвоха с чужой стороны, попадаем как бы в странную западню - идем, идем и никак никуда не придем. Почему? Хочется обвинить правительство и страну? Нет, тут дело в другом - наше поведение напрямую связано с нашими подсознательными желаниями, которые скрыты от нас самих.

Например, терпеливость, трудолюбие - это врожденные желания мышечного вектора , обладателями которого в смешениях является 95% людей. На фоне нашего, уретрально-мышечного менталитета соотечественники от природы - очень покладистые, спокойные, почти все умеют сносить любые лишения. Мы способны обходиться по несколько месяцев без зарплаты, стерпеть отключение горячей воды, ездить в переполненном городском транспорте - и все это даже без ропота. Мы ждем, что все измениться, а жизнь проходит мимо.

Звуковой вектор живет от идеи к идеи. Звуковой человек - это своеобразный фанатик. Прекрасно, когда он возводит в идею полезное дело, которое приносит обществу пользу и наполняет его самого. Например, он становится гениальным физиком, хирургом или режиссером.

Каждому человеку, не важно какие у него есть вектора, необходимо не просто упорно и уверенно, не сдаваясь идти к заветной мечте. Это ничего не даст в большинстве случаев. Надо научиться точно ориентироваться, что такое мечта, счастье в моем конкретном случае? Какой путь для меня самый правильный? Где можно и отступить, где правильней остановится и повернуть в другую сторону? Только тогда упорство и труд, сила воли и терпение заведут не в тупик, не к разочарованию.

Сколько раз с самого детства мы слышали слова «Терпение и труд всё перетрут» и раздражались на тех, кто преподносил нам прописные истины, не верили им, и только став взрослыми, поняли их справедливость.

В чём смысл пословицы «Терпение и труд всё перетрут»

Фраза «Терпение и труд всё перетрут» в напечатанном виде впервые появилась в книге В.И. Даля «Русские пословицы» сразу в двух разделах «Работа-Праздность» и «Терпение-Надежда». В нескольких словах этой пословицы заключен глубокий смысл: труд без терпения – напрасные усилия, но и терпение без труда – всего лишь зря потраченное время.

Это незамысловатое выражение содержит в себе утешение и ободрение, призыв не сдаваться и веру в то, что всё в конечном итоге сложится. Об этом стоит почаще вспоминать, когда опускаются руки и накатывает апатия оттого, что не получается задуманное, срываются планы, появляется желание бросить начатое, потому что оно в какой-то момент начинает казаться бессмысленным или слишком трудно выполнимым.

Ставшее устойчивым выражение употребляется как в повседневной жизни, чаще всего в качестве назидания старших младшим, так и в кино, в литературе. Среди творческой интеллигенции часто можно услышать выражение о трёх «Т» — таланте, терпении, труде. В самом начале пути видны лишь зачатки таланта ребенка, а труд и терпение помогают раскрыть его в полной мере. Бесспорно, существуют и гении, однако их слишком мало, чтобы все остальные, даже очень талантливые люди, забывали слова знаменитого В. Катаева о том, что писателю (и не только) нужна «чугунная задница», то есть всё те же труд и терпение. По мнению великого В. Спивакова, даже «вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит титанический труд». Это и называется профессионализмом.

Терпенье и труд все перетрут. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА …

Терпѣнье и трудъ все перетрутъ. Ср. Все одолѣетъ сила духа, Все побѣдитъ упорный трудъ. И. З. Суриковъ. Мольба. Ср. Куда какъ упоренъ въ трудѣ человѣкъ! Чего онъ не сможетъ, лишь было бъ терпѣнье, Да разумъ, да воля, да Божье хотѣнье! И. С.… …

Муж. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Что за… … Толковый словарь Даля

Ср. Сосед, что за причина эта? Деревья так и я ломать могу, А не согнул ни одного в дугу. Скажи, в чем есть тут главное уменье? В том, отвечал сосед, Чего в тебе, кум, вовсе нет: В терпенье. Крылов. Трудолюбивый Медведь. Ср. Nicht Kunst und… …

Терпѣнье даетъ умѣнье. Ср. Сосѣдъ, что за причина эта? Деревья таки я ломать могу, А не согнулъ ни одного въ дугу. Скажи, въ чемъ есть тутъ главное умѣнье? Въ томъ, отвѣчалъ сосѣдъ, Чего въ тебѣ, кумъ, вовсе нѣтъ: Въ терпѣнъѣ. Крыловъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Всѣ умремъ д. тайными совѣтниками, лишь бы Богъ вѣку продлилъ (т. е. «стало бы вѣку, до всего дослужиться»). Слово Петра Алексѣевича Булгакова († 1883). Ср. Э, батюшка, повѣрьте, рано ли, поздно ли, всѣ въ сенатѣ сойдемся. Терпѣніе и усердіе,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Жив Бог, жива душа моя (или: жива правда, надежа моя). Бог терпел да и нам велел. Власть господня. Воля Божья. Власть создателя. Как Богу угодно. Видно, так Богу угодно. На все власть (или: воля) создателя. Бог дал, Бог и взял. Во что Бог ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ПЕРЕТИРАТЬ, перетереть, новг., пск. перетрать что, вытереть (пыль) или растереть (краску) еще раз, снова. Перетри еще раз посуду. | мн. вытереть все, о чем речь идет. Все перемыто и перетерто. Перетерши краску, очисть камень. | Тереть лишку,… … Толковый словарь Даля

Мало помалу, с терпением, не торопясь многого достигнешь Ср. Petit à petit on va bien loing. Anc. prov. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Liney. Pr. fr. См. капля по капле и камень долбит. См. по капельке море. См. терпенье и труд все перетрут. См … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Помалешеньку (капля камень долбитъ)! мало по малу съ терпѣніемъ, не торопясь многаго достигнешь. Ср. Petit à petit on va bien loing. Anc. prov. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Liney. Pr. fr. См. Капля по капле и камень долбит. См. По капельке… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)