Эпохи в литературе хронологическом порядке. Краткая хронология всемирной истории

Название эпохи:

Временной отрезок эпохи:

Характерные черты эпохи:

1). Древний мир

1 век до н.э. - 5 век н.э.

Синкретизм искусства (неразрывное единство нескольких видов искусства - танца, музыки, пения).

2). Средневековье

5 - 16 века.

Теоцентризм (Бог во главе всего).

3). Возрождение

15 - 16 века (в Италии - с 14 века).

Антропоцентризм (человек в центре всего)

4). Барокко

2-я половина 17-го - первая половина 18 века.

Вычурность, изобретательность, ускорение темпа жизни, перевёрнутое мировоззрение.

5). Классицизм

2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века.

Разум и порядок во главе всего.

6). Романтизм

2-я половина 19 века.

Конфликт внутреннего мира с внешним, восхищение природой, уход в себя, обострённое мироощущение.

7). Многостильность

ХХ век.

Множественность мироощущений, искажение базовых человеческих понятий.

Древний мир (1 в. до н.э. - 5 в. н.э).

Музыка в первобытном обществе : 1). ритуальный характер (сопровождала ритуалы и обряды мирного или военного характеры); музыка на раннем этапе развития была, преимущественно, ритмического и призывного характера. 2).синкретический характер (нерасторжимое единство пения, танца и музыки).

Музыка в древних государствах играла значительную роль в обрядах церковного (посвящение в правители, жрецы, войны) и светского характера (сопровождение празднеств и траурных процессий). О важной роли музыки в древних государствах свидетельствуют, прежде всего, фрески с изображением музыкантов и танцовщиц, упоминания в литературных источниках тех времён.

Египет.

«Страсти-мистерии» - высшее достижение серьёзного музыкального искусства Египта, повествующие о Богах и героях, поучительного характера. Инструменты: медные духовые, ударные, струнные (предки арфы).

Греция.

Функции музыки: 1). сопровождение обрядов; 2). сопровождение театральных представлений; 3). сопровождение чтения стихотворных текстов; 4). музыка как медицина духа (определённые лады определённым образом воспитывали душу); 5). музыка как часть математической науки (интервалами измерялись расстояния между планетами).

Крупнейший музыкальный теоретик античности: ПИФАГОР - изобрёл монохорд (6 в. до н.э) - однострунный прибор для измерения высоты звучания. Пифагор же разрабатывал теорию «гармонии небесных сфер» и эстетического воздействия музыки на человека.

Античный театр - важнейшее культурное достижение Греции, породившее многие театральные и музыкальные традиции. Особенности театральных представлений в греции: а). тексты проговаривались НАРАСПЕВ = позднее из возрождения этой традиции появилась опера; б). играли одни мужчины, использовавшие маски и катурны - обувь на высокой платформе; в). названия театральных площадок породили современные театральные термины; г). места для зрителей располагались по кругу с возвышением каждого следующего ряда над предыдущим.

Театральные античные термины:

орхестра (площадка, где стоял хор, комментирующий события) - оркестр;

скена (палатка, где переодевались актёры) - сцена.

Знаменитые слагатели трагедий (они же были и постановщиками и, часто - актёрами своих пьес): Эсхил , Софокл , Эврипид . Создали категорию катарсиса - очищения души через страдания.

Знаменитые слагатели комедий: Аристотель , Архилох.

В античности гораздо популярнее были трагедии, как несущие высокие моральные идеалы.

Парадокс античного музыкального искусства: о музыке содержится больше всего упоминаний в литературных и исторических источниках, множество скульптурных и фресковых изображений музицирующих людей, а нотных образцов практически не осталось. Те, что расшифрованы, не дают представления о величии музыкального искусства в Греции.

Средневековье (5 - 16 века).

Мировоззрение, психология, идеалы.

Мировоззрение простых людей складывалось в русле тех настроений, которые навязывала церковь. Средневековый человек ощущал себя ничтожеством перед мощью карающего Создателя, чувствовал свою бесконечную греховность, которую усиливали служители церкви в своих интересах (денежные поборы).

Отношение к жизни: как к испытанию, страданию, ожидание Страшного суда.

Характерные черты средневекового искусства: 1). аскетичность, слабая эмоциональность (особенно в первой половине средневекового искусства); 2). символичность, условность (особенно сильно это отражается в иконной живописи ранних этапов Средневековья)3). непримиримые антитезы (добро-зло, Бог - дьявол); 4). отсутствие личности как творческого идеала - всё создаётся во имя Бога (поэтому очень долго музыка и живопись Средневековья были анонимными , т. е. без указания авторов); 5).приобщение человека к постижению таинств божественного бытия - задача средневекового творца (это влияло на строгий отбор жанров и средств выражения0.

Музыка в церкви.

Строгий стиль - жёсткая система сочинения мелодии (диссонансами считались даже кварты и скачки на эти интервалы долгое время запрещались). Пение в церкви долгое время оставалось монодийным , т. е. одноголосным. Позднее, с развитием музыкального искусства, появились контрапункты, предполагавшие наличие нескольких голосов и их перестановку.Наиболееранняя форма многоголосия - органум (конец 9 века, мастера этого жанра -Леонин и Перотин).

Григорианский хорал - важнейшая мета эпохи Средневековья, отражающая единство сознания перед лицом Бога. ГХ представляет собой мужское хоровое пение в унисон отрешённого характера на латинском языке (долгое время службы в церкви проходили только на этом, непонятном для простых людей языке). ГХ были созданы из множества бытовавших на тот момент песнопений, упорядоченных папой Григорием 1 на рубеже 6-7 веков.

Секвенция « Dies irae” («День гнева») - жанр средневековой монодии, расширяющий строгие церковные напевы. Систематизацию секвенций приписывают Ноткеру Заике. « Dies irae” появилась около 13 века как отражение пика мировоззрения Средневековья с ожиданием Страшного суда и грозного возмездия за грехи. Данная секвенция очень часто цитировалась в мировой музыкальной литературе либо как знак Средневековья, либо как символ неотвратимого, неизбежного (Рахманинов, Чайковский) или даже демонического (Берлиоз, «Фантастическая симфония», 5 часть, «Шабаш ведьм»).

Нотация.

Долгое время хоралы не записывались, бытуя в устной традиции. Затем начали использоваться невмы, обозначающие не ноту, а целую попевку. Постепенно стали появляться линейки, число которых варьировалось от 1-й до 18-ти. Нотный стан был усовершенствован в 11 веке Гвидо Аретинским, который вместо множества вариантов узаконил 4 линейки.

Важнейшимжанром позднего Средневековья является Месса (первая из дошедших до нас - 1364г. Г. де Машо ) - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на тексты одноимённого католического богослужения. 5 частей мессы составляют ordinarium и являются обязательными и неизменными. Части, посвящённые определённым праздникам и воскресениям составляют proprium - изменяемую часть мессы. Части проприума: 1). Kyrie eleison (Кирие элейсон - «Господи, помилуй»); 2). Gloria (Глориа - «Слава»); 3). Gredo (Крэдо - «Верую»); 4). Sanctus, Benedictus (Санктус, Бенедиктус - «Свят, Благословен»); 5). Agnus Dei (Агнус Деи - «Агнец Божий»). Высокого совершенства жанр мессы достиг в творчестве О.Лассо и Д.Палестрино.

Музыка в средневековом замке (куртуазная культура).

Обращалась к человеку, культивировала преклонение перед Прекрасной Дамой (образ часто вымышленный, собирательный). В русле светского замкового искусства развивались вокальные и инструментальные жанры. Куртуазная любовь («учтивая») -предполагала соблюдение определённых правил стихосложения, поведения и музыкального сопровождения.

Жанры куртуазной культуры (стихотворные и музыкальные): 1). канцона (разновидность лирического стихотворения); 2). сервента (песня о рыцарских подвигах); 3). альба (песня на утренней заре); 4). пастурелла или пастурель (песня на лоне природы, восхваляющая простую любовь пастушки); 5). баллата (песняэпический- повествовательного содержания); 6). рондо (хороводная песня-пляска).

Искусство вагантов, трубадуров и труверов.

Art de trobar (искусство изобретать) - искусство вольных певцов любви, зародившееся в Провансе в 11-12 веках. Трубадуры часто были состоятельными людьми (например, рыцарями), которые странствовали по родному краю и слагали песни (альбы, канцоны и т. п.) в честь Прекрасной Дамы. Некоторые трубадуры были незнатного происхождения и зарабатывали на жизнь выступлениями со своими песнями. Труверы (от корня trover - находить, изобретать) появились на севере Франции в 13 веке. Сохранилось около 2000 песен, известны некоторые наиболее известные слагатели любовных песен, например, Адам де ла Аль. В Германии певцы любви назывались миннезингерами. В творчестве этих певцов кроме темы любви присутствовали так же морально-назидательные мотивы. Миннезингеры учредили соревнования певцов (мейстерзанг), которые демонстрировали своё вокальное и поэтическое умение. Соревнование немецких певцов отразил в своей опере Р.Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры». Истории известны имена таких немецких миннезингеров, как Тангейзер (у Вагнера есть одноименная опера), Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвейде.

Помимо трубадуров и миннезингеров были бродячие певцы иного свойства - это были выходцы из народа , искусство которых было остросоциальным и остроконфликтным, осуждало политику и церковь, тексты этих бродячих артистов часто содержали фривольные, пошлые сюжеты, что объяснимо происхождением этих артистов и тем, что они работали на потребу публики низкого уровня. В разных странах эти бродячие артисты назывались по-разному: шпильманы (игрецы) в Германии, жонглёры в Англии, скоморохи в России. Часто к данным музыкантам применяют обобщённый термин - ВАГАНТЫ, обозначающий странствующих певцов и слагателей вольных стихотворных текстов. Часто вагантами становились недоучившиеся студенты (школяры), которые не смогли выдержать тяжёлых экзаменов и бросали университеты, пускались в странствия, зарабатывая себе на хлеб тем, что обучали полученными премудростями (латыни, математике) тех, кто мог платить. Но ваганты так же могли украсть, обмануть и убить, в зависимости от того, насколько моральные устои каждого из этих представителей были крепкими. Вагантами также становились отлучённые от церкви или бежавшие монахи, обедневшие дворяне. Т. об, контингент был, преимущественно, интеллектуальный и наблюдающий изнанку жизни - жадность и лживость служителей церкви, расовые беспорядки. Жизнь многих смелых вагантов заканчивалась либо в тюрьме, либо на костре, как, например, Гуго Орлеанского.

Известные произведения на тексты вагантов:

«Во Французской стороне» в обработке Д.Тухманова;

Carmina Burana” К.Орфа.

Возрождение (15 - 16 века; в Италии - с 14 века).

Мировоззрение, психология, предмет возрождения.

Возрождение античных форм искусства (скульптуры, живописи. Архитектуры). Пристальное внимание к человеку = большая психологичность в картинах и скульптурах, большая точность в передаче анатомии и перспективы. Время великих открытий (Х. Коллумб, Магелан), формирование европейской нации.

Искусство Ars nova. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА:

Живопись, скульптура, архитектура:

Бернини, Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Микеланджелло Буаноротти , Ян ван Эйк, П.Веронезе, Джотто, Лукас Кранах, А.Дюрер, Тициан, И.Босх .

Литература, поэзия:

Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккачо (пьесы вольного характера), Э.Роттердамский («Похвала глупости»), Т.Мор (поэзия), Ф.Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Лопе де Вега (пьесы, театральное искусство).

Музыка приобрела самостоятельное значение, перестав быть только прикладной (т. е., сопровождать празднества и обряды), стала появляться музыка сама по себе. Как вид профессионального искусства.

Расцвет ренессансной полифонии в творчестве композиторов нидерландской школы - Ф.Ландино, Г.Дюфаи, Окегема, Ж.Депре, Обрехта.

Развитие инструментального исполнительства , развитие жанров только для инструментальной игры (виола, лютня).

Жанры светского музыкального искусства:

мадригалы , шансон, вилланелы, фроттолы, баллады, мотеты .

Необычный композитор Возрождения - Джезуальдо да Веноза (конец 16 - начало 17 века), создавший сложный хроматический стиль и смелые тональные сопоставления которые отразили противоречивые настроения музыкальных сочинений композитора. Веноза - крупнейший мастер мадригала (песни на родном языке). С ним же связана мрачная история убийства им жены и ребёнка, после чего композитор покончил жизнь самоубийством. Эту историю положил в основу своей оперы советский композитор А.Шнитке (опера «Джезуальдо»).

Барокко (2-я половина 17-го - первая половина 18 века).

Значение термина Барокко.

В переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы» - причудливый, странный = изобретение новых жанров и инструментов, детализация нюансов музыки.

Мировоззрение, психология.

Характерные черты времени: 1). «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?..» (Шекспир, «Гамлет») = «разорванная» картина мира (изобретение микроскопа и телескопа расширили у людей представления о мира); 2). ускорение темпа жизни (Бог - вечный часовщик; добавляются темповые динамические обозначения в произведения; Мадонны на картинах не сидят, а «парят» в креслах); 3). время понимается как чередование контрастных процессов; 4). смешение трагического и комического, нарушение законов древнегреческой трагедии (пьесы Шекспира , к примеру. В трагедиях всегда содержат комический фарс, а в комедиях имеет место серьёзность); 5).тенденция к нарушению канонов, изобретательности; 6). свобода в толковании любого жанра.

Особенности музыкального искусства.

1). разрушение представлений о логике старого голосоведения, введение параллелизмов, тритонов, неожиданных переходов в далёкие тональности (в особенности. В музыке И.С.Баха ).

2). развитие полифонического искусства (в переводе - многоголосие) - вид музыки, в котором каждый из голосов обладает определённой самостоятельной траекторией движения, и вместе с тем, подчиняется определённым правилам сочинения контапункта;

3). музыка провозглашается независимым искусством.

Композиторы: И.С.Бах , Г.Ф.Гендель (Германия); Дж.Каччини, К.Монтеверди, О.Чести (Италия); более ранние композиторы-полифонисты: Габриэли, Фрескобальди, Кунау, Букстехуде, Пахебель.

Жанры муз.произведений:

1). фуга (в переводе - «бег») - жанр полифонической музыки, в котором определённое количество голосов (от 3-х до 10) последовательно проводят тему, а затем начинают перестанавливаться относительно друг друга по правилам контрапунктической техники;

2). токката (от «токкаре» - ударять) - жанр прелюдийно- импровизационного характера, часто являющегося вступлением к строгой части произведения (например, фуге);

3). инвенция (в переводе («выдумывать», «изобретать»)- вольное название пьес свободно-имитационного построения;

4). опера (в переводе - «труд», «творение») - жанр сценического искусства, объединяющий пение, инструментальное исполнительство, балет, декоративное и постановочное мастерство.

5). сюита (в переводе - «ряд», «последовательность») - последовательность обязательных (4 старинных танца) и необязательных пьес;

6). оратория (в переводе - красноречие)- монументальное произведениедляхора, солистов и оркестра на определённую сюжетную основу, предназначенное для концертного исполнения;

7). кантата - сочинение для певцов-солистов, оркестра и, возможно, хора, состоящее из законченных номеров-эпизодов, предназначенное для концертного исполнения. Кантаты меньше, чем оратории по масштабам сюжета и по длительности во времени;

8). соната (в переводе - «звучать»)- в эпоху Барокко - всякое инструментальное произведение для четырёх инструментов с обязательным клавишным, исполнявшим партию бассо континуа;

9). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - виртуозное произведение для оркестра и солиста (в эпоху Барокко соревновались различные группы оркестра - большие и маленькие, ярко выраженная солирующая партия солиста присутствовала не у всех композиторов),

Музыкальные инструменты:

клавикорд , клавесин , скрипка (Амати, Гварнери, Страдивари), альт, виолончель.

Классицизм (2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века).

Направление, сложившееся во Франции и ставшее ведущим для этой страны и Германии.

Мировоззрение, психология.

Разум во главе всего. Стремление к рациональному решению конфликтов, назидательность в пьесах, литературных произведениях (возвращение к античным формам стройности пьес). Новые формы дизайна городов как отражение новой психологии: прямые дорожки, подстриженные под определённые геометрические фигуры кусты и т. п.

Появление энциклопедистов (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и др.), систематизировавших огромные знания в первые энциклопедии.

Особенности музыкального искусства.

Упорядоченность формы основных жанров, приведение их разнообразия к общему стандарту. Классический - в переводе «образцовый».

Активное развитие инструментальных жанров.

Доминирование сонатной формы - одна из самых сложных музыкальных форм, сравнимая по драматургической сложности с романом. Сонатная форма предполагает наличие экспозиции, разработки и репризы, в которых происходит показ, развитие и возвращение тем в первоначальную тональность.

Жанры:

1). симфония (в переводе - «созвучие») - обычно - 4-х частный цикл для симфонического оркестра, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

2). соната (в переводе - «звучать»)- 3-х частное произведение для фортепиано или для солирующего инструмента (инструментов) и фортепиано, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

3). квартет (в переводе - «четвёртый») - 4-х частное произведение для 4-х инструментов (чаще всего это струнные - скрипка, альт, виолончель, контрабас), в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

4). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - 3-х частное виртуозное произведение для оркестра и солиста, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

5). тема с вариациями - жанр, призванный продемонстрировать виртуозное владение композитором или исполнителем мастерства обрабатывать тему (композиторы или исполнители часто импровизировали на концертах на заданную залом тему). Тема могла заимствоваться из любого сочинения (даже из оперного) своего или чужого.

Композиторы:

Д.Скарлатти (ранний классицизм), Й.Гайдн («отец» жанров симфония, соната и квартет - т. е., он привёл эти жанры в образцовый, классический вид), В.Моцарт ,Л.ван Бетховен .

Романтизм (2-я половина 19 века).

Мировоззрение, психология.

1). Романтик - человек с обострённым восприятием событий внешнего мира, ранимый, чувствительный, склонный к драматизации или идеализации событий.

2). Противоречие внутреннего и внешнего миров;

3). Ощущение одиночества;

4). Чувство враждебности внешнего мира;

5). Восхищение природой, наделение её одушевлёнными качествами;

6). Интерес к народной культуре (обработка народных мелодий, использование народных текстов).

Особенности музыкального искусства.

1). повышенная эмоциональность музыки или её медитативно -размышляющий характер;

2). значительная связь с литературными и художественными образами (от программных заголовков до лейтмотивов, имеющих конкретные образные выражения);

3). тенденция к выбору малых форм (экспромты, музыкальные моменты, экосезы) = доверительность высказывания, расчитанного на небольшой круг самых близких, понимающих людей;

4). ощущение импровизационности;

5). сложная эмоционально-драматургическая основа музыки;

6). усложнение фактуры (часто смешанного типа с несколькими солирующими голосами в виде диалога - Шуман, Шопен) и гармонии (переходы в далёкие тональности, усложнение состава гармонических функций).

Литераторы:

Г.Гейне , Э.Гофман , В.Гюго , О.Бальзак, А.Дюма.

Композиторы:

Ранний романтизм: К.-М. Фон Вебер, Ф.Мендельсон , Ф.Шуберт, Дж.Россини.

Зрелый романтизм: Р.Шуберт , Ф.Шопен , Б.Сметана, Р.Вагнер, Дж.Верди.

Поздний романтизм: А.Дворжак , Р.Вагнер, Дж.Верди, Г.Малер , Дж.Пуччини .

Многостильность (ХХ век).

Мировоззрение, психология.

1. социально-исторические катаклизмы (Мировые войны, революции);

2. НТХП (научно-технический прогресс);

3. множественность мироощущений;

4. плюрализм - вседозволенность; всё относительно, даже вечные категории добра, красоты и истины = циничность, жестокость восприятия;

5. общее ускорение темпа жизни.

Отличие направлений от стиля: стиль проявляется во всех видах искусства, направление - в одном или нескольких (например, в литературе и живописи). Стиль имеет более всеобъемлющее значение, чем направление и может дать название целой эпохе (например, Средневековье и Барокко).

Особенности музыкального искусства.

1. тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами);

2. трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров;

3. изобретение новых жанров и техник.

Композиторы:

Зарубежные:

К.Дебюсси , М.Равель , А.Шёнберг , А.Берг, А.Веберн , К.Орф , Б.Барток , Д.Мийо , Ф.Пуленк , Ж.Тайфер, П.Хиндемит , П.Булез, Д.Лигетти, К.Пендерецкий.

Отечественные:

С.Прокофьев , Д.Шостакович , Г.Свиридов , В.Гаврилин , А.Шнитке , С.Губайдулина, Уствольская.

Новейшее время (21 век, уральские и российские композиторы):

О.Викторова, В.Якимовский, О.Пайбердин, В.Кобекин, А.Жемчужников, Д.Павлов, Л.Табачник, Л.Гуревич.

Название данному периоду дали историки Возрождения, определяя серединный «провал» между идеальной Античностью и возрождением её традиций в 14-16 веках. Термин «Средневековье» долгое время носил негативно-пренебрежительный характер.

Комедия не в смысле, что текст содержит что-то смешное, а по античному принципу: начинается плохо-заканчивается хорошо (в трагедии наоборот).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» Презентация по предмету «История хореографического искусства» специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество». Тема: хронология исторических эпох в искусстве Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплин Томск 2015

2 слайд

Описание слайда:

Цель: знакомство с хронологией исторических эпох в искусстве Задачи: рассмотреть эпохи в хронологическом порядке; дать характеристику каждой эпохе; опосредованное знакомство с историческими личностями; расширение познавательного потенциала студентов

3 слайд

Описание слайда:

Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Екатерина I Петр II Анна Иоановна Иван VI Елизавета Петровна Петр III Елизавета Петровна

4 слайд

Описание слайда:

Почему существует историческая хронология? Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература.

5 слайд

Описание слайда:

Античный период. Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

6 слайд

Описание слайда:

Средние века. Изучению средневековья всегда уделяют особое внимание. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают, что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

7 слайд

Описание слайда:

Ренессанс. Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

8 слайд

Описание слайда:

Барокко. Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.

9 слайд

Описание слайда:

Классицизм. Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность.

10 слайд

Описание слайда:

Романтический период. 18-й век – это красота неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки - Шопен, Шуман, Шуберт литературы – Гофман, братья Гримм, знаменитые французские романы живописи – Гойя, Тёрнер.

11 слайд

Описание слайда:

Просвещение. Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике.

12 слайд

Описание слайда:

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.

13 слайд

Описание слайда:

Новейшее время. Кратко перечислив все исторические эпохи по порядку, мы подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

14 слайд

Описание слайда:

Параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство. Но музыкальные периоды не всегда совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли.

15 слайд

Описание слайда:

Искусство: эпохи в хронологическом порядке Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. Средневековье: романский стиль - датируется 6-10-м веками, и готика – 10-14-м веками Возрождение – знаменитые 14-16-й века Барокко – 16-18-й века Рококо – 18-й век Классицизм - формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век Романтизм – первая половина 19-го века Эклектизм – вторая половина 19-го столетия Модернизм – начало 20-го века Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых речь пойдет ниже.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Средневековье Романский стиль - от лат. romanus - римский - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе 6 – 10 веках - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

19 слайд

Описание слайда:

Готический стиль - период развития западной и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью - 10 – 14 века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Средневековье Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Собор Св.Витта в Праге Нотр-Дам де Пари

20 слайд

Описание слайда:

Возрождение или Ренессаанс - фр. Renaissance, ит. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» 14 – 17 века. Эпоха, имеющая мировое значение в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её гуманизм, интерес к человеку и его деятельности. «Дама с горностаем» «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи «Пьета» «Моисей» «Давид» Микеланджело Буонаротти «Рождение Венеры» Боттичелли «Афинская школа» Рафаэль Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Церковь Святого Духа во Флоренции Ф.Брунеллески

21 слайд

Описание слайда:

Барокко от итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы», дословно «жемчужина с пороком» - эпоха Позднего Возрождения - 17-18 век, появился в Италии. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк «Коронация Марии Медичи» «Сад любви» Рубенс Петербург. Эрмитаж Петергоф «Самсон»

22 слайд

Описание слайда:

Рококо от фр. rocaille - дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль - стиль в искусстве, в основном, в дизайне интерьеров, возникший во Франции в 18 веке, как развитие стиля барокко. Интерьеры Гатчинского замка «Танцующая Комарго» Н. Ланкре «Завтрак» Ф.Буше «Амур» Фальконе Церковь Франциска в Португалии Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

23 слайд

Описание слайда:

Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре 17 -19 веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение строится по строгим канонам. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие - ода, трагедия, эпопея и низкие - комедия, сатира, басня. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Большой театр в Варшаве

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - феодализма. В теориях модернизации это характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и . Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    ЭПОХА (от греч. epoche, букв. остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие либо характерные особенности … Энциклопедический словарь

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Историческая наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие… … Философская энциклопедия

    - «ЭПОХА НЕВИННОСТИ» (The Age of Innocence) США, 1993, 133 мин. Эстетская историческая мелодрама. Мартин Скорсезе вечный неудачник оскаровских церемоний. На этот раз ни его фильм, ни сам режиссер не были даже номинированы на эту премию: в почетный… … Энциклопедия кино

    эпоха - О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? эпохи, чему? эпохе, (вижу) что? эпоху, чем? эпохой, о чём? об эпохе; мн. что? эпохи, (нет) чего? эпох, чему? эпохам, (вижу) что? эпохи, чем? эпохами, о чём? об эпохах 1. Эпоха это продолжительный… … Толковый словарь Дмитриева

    Историческая феминология - (женская история, история женщин) направление исторического знания, сформировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70 х гг. XX в. Предмет исторической феминологии это женщины в истории, история изменений их социального статуса и… … Термины гендерных исследований

    Науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

    Эпоха Сталина период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этой эпохи обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929); конец приходится на… … Википедия

Книги

  • Эпоха Петра I c головы до ног. Развивающая карточная игра , Степаненко Екатерина. Короли, ученые, государственные мужи и полководцы - 14 важнейших персонажей первой четверти XVIII века в одной колоде! Веселая и увлекательная историческая игра познакомит с героями того…

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи

Живопись, как часть всеобъемлющего искусства, не может существовать вне истории, она в любом случае соотносится с конкретной эпохой, временем, отражает его основные черты, передает конкретные мысли, эмоции и ощущения искусства того времени.

Эпоха живописи - что это?

Прежде всего, можно сказать, что каждая эпоха живописи призвана отражать особенности того времени, в которое она существовала. Так, по живописи того или много периода можно отметить следующие характеристики того периода, в который она была написана:

  • Духовные;
  • Исторические;
  • Политические;
  • Культурные и прочее.

Эпоха живописи является своеобразным зеркалом, где отражается мир и его жизнь в конкретный исторический период. И это правильно/, это интересно и обязательно должно оставаться для наших потомков, ведь именно такие вещи призваны скреплять поколения, делать жизнь, которая когда-то была, наиболее понятной для тех, кто живот в современном мире. Кроме того, нельзя не отметить, что каждая из эпох искусства так ли иначе влияет на жизни людей, каждого из нас конкретно и, конечно же, общества в целом.

Древняя живопись

Живопись, как и любой другой вид настоящего искусства, имела свое начало. Она в определенный момент начала возрождаться в мире, а затем развиваться и заняла прочное место в лестнице всех видов искусства сегодня. Если говорить о том, какая же эпоха живописи является самой древней, то можно вспомнить о том, как древние люди любили рисовать на скалах. Можно ли наскальные рисунки назвать живописью, да еще и в том смысле, в котором мы с вами ее понимает сегодня? Думается, ответ на вопрос скорее отрицательный, ведь в таких рисунках нет признаков живописи, однако их нельзя сбрасывать со счетов, потому как они, возможно, были предшественниками появления живописи. Говорить о том, что начала зарождаться живопись, можно только одновременно с появлением таких величественных государств как, например, Древний Египет, Греция, Рим.

Античная эпоха живописи

Это достаточно яркий пласт в истории всей живописи, который как раз и можно с достаточно большей вероятностью назвать самой первой эпохой, в которую начала развиваться живопись. Говоря об этой эпохе в первую очередь можно отметить, что здесь живопись была представлена росписью на камнях, интересными фресками. Для того, чтобы изображения не портились с течением времени, их было принято покрывать обыкновенной смолой. Именно благодаря этому некоторые фрески так прекрасно сохранились и до наших дней. Если говорить о характере живописи того периода, то он был скорее религиозным.

Эпоха средних веков

Это как раз тот период, когда начался расцвет христианства, что не могло не повлиять на развитие живописи и формирование его особенностей.

Прежде всего, с того момента, как наступили средние века, живопись становится важным звеном всего искусства, а художественные произведения именно в этот период становятся более точными, реалистичными. Это произошло благодаря тому, что художники освоили в этот период новые приемы рисования, а в обществе того времени произошли существенные изменения, которые также повлияли и на живопись. Такие реалистичные художественные образы стали настоящей платформой для прорыва западноевропейского искусства.

Также можно говорить о том, что живопись эпохи средних веков отличалась не только существенным улучшением ее качества, но и идеей гуманизма, которой были пропитаны практически все творения того времени.

Важно отметить, что 13 век также открыл для художников довольно хорошие перспективы. В то время каждый замок, дворец, был очень скушен без украшений в виде картин. Сначала художники специально для этого случая писали свои картины исключительно на религиозную тематику, однако в последствии кругозор был существенно расширен, что отразилось и в картинах, с того момента художники стали украшать дворцы и работами светского характера. Книги того времени также украшались, происходило это при помощи миниатюр. Конечно, обыкновенным людям было не свойственно иметь такие вещи, а вот для князей, королей, книги постоянно украшали миниатюрами.

Именно в 13 веке художники перестают обитать в стенах монастырей, они становятся самостоятельными и открывают собственные мастерские.

С течением времени активно начинает развиваться настенная живопись, в основном она использовалась при украшении церквей. Она пришла на смену мозаики, которая была значительно сложнее по выполнению и более дорогостоящей.

У художников ушло довольно много времени, прежде чем картины стали объемными, стали напоминать очертания конкретного человека. Важно отметить, что в конце 14 века живописцы, начали приходить к какому-то определенному стилю в своих картинах, который впоследствии назвали международной готикой. Именно в средние века появляются такие стили написания как византийский, древнерусский.

Эпоха Возрождения, романтизм

Эпоха Возрождения носит такое название именно потому что в этот период живопись стала существенно меняться, ее стали насыщать те веяния, которые уже когда-то были, однако с течением времени ушли в прошлое. Так, в эпоху Возрождения стали цениться гуманистические взгляды. Можно отметить и остальные особенности живописи этого времени:

  • Проявление внимания античному времени;
  • Наличие светских мотивов.

Именно в этот период становятся популярными пейзажи, портреты. Результатом продолжения мотивов Ренессанса становится зарождение барокко. Его поклонники говорили о том, что необходимо преклоняться перед всем прекрасным, более того, этого недостаточно. Важно все прекрасное доводить до такого состояния, чтобы оно становилось совершенством. Это можно проследить по тем картинам, где отмечается вычурность, прорисовка фантастических форм и линий. Классицизм после этого возвращает живопись опять к античному мировоззрению.

Кода речь идет о романтизме, имеется ввиду этап живописи, когда художники противопоставляли творчество, индивидуализм, созидание науке и разуму в первую очередь.

Современность и прошедший 20 век можно охарактеризовать как эпоху экспериментов.