Что значит быть патриотом своей отчизны. Что такое патриотизм или зачем нам сильное государство

И прививался с малых лет, иногда в принудительной форме, то уважение и любовь к государству дело каждого.

Проявления патриотизма

Кто же такой и в чем проявляются патриотические чувства? Кто-то считает себя таковым, потому что говорит исключительно на государственном и чтит традиции, кто-то сделал значительный вклад в историю страны, а кто-то болеет каждым событием в Родины.

Патриот уважает и помнит историю своей страны, он с гордостью принимает и победы, и поражения, не пытаясь при этом высмеять или унизить .

Можно испытывать патриотические чувства к государству, в котором живешь, а можно находясь за тысячи километров от него чувствовать себя его частью.

Безусловно, можно назвать патриотами людей, которые ежедневно, вкладывая свои силы, трудятся на благо страны, учителей, которые воспитывают уважение к государству у – будущих граждан. проявляется в мелочах и складывается в одно большое чувство гордости за страну.

Быть патриотом - верить в будущее страны, видеть перспективы и стремится к ним, это дрожь, которая пробирает все тело при первых же аккордах гимна. Патриот готов посвятить Родине, действовать в ее интересах и умереть ради нее, если это будет нужно.

Патриотизм и эмиграция

Часто люди в связи с разными обстоятельствами покидают пределы страны. Возможно, кто-то это делает по причине нежелания жить там, кого-то вынуждает жизнь, но расстояние не может стать причиной пропажи патриотических чувств. Когда человек, живя уже под другим небом переживает за Родину, даже в мелочах, например, болеет за ее спортивную команду или небезразличен к культурным событиям это вызывает только уважение.

Лучше воспитывать и развивать в себе чувство патриотизма, чем чувство стыда и ненависти, ведь винить в неудачах свое местонахождение бессмысленно.

Если граждане страны не проникаются ее проблемами, не переживают за ее судьбу и не уважают ее, то они в первую очередь смеются над собой, над историей своей жизни. Всегда жизнь за горизонтом кажется другой, новой и более перспективной, но не зря говорят, что хорошо там, где нет нас. Лучше стараться усовершенствовать свое родное, чем засматриваться на чужое, уже кем-то созданное государственное пространство.

Будущее страны в руках ее жителей, именно они создают ей позитивный или негативный имидж для других государств, именно они творят ее историю.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время всё чаще и чаще в нашей стране происходят трагические происшествия, связанные с террористическими актами, гибелью огромного количества ни в чем неповинных людей. Молодые люди организуют свои группы для убийства людей другой национальности или расы. Таких молодчиков называют скинхеды («бритоголовые», от англ. skin -кожа, head -голова). Считая себя патриотами (причем совершенно искренне), скинхеды проводят «чистку» в наших, российских, рядах. Как таковых, серьезных организаций в этом движении нет, но зато по всей России широко распространены небольшие группировки, включающие в себя от 4 до 10 человек.

Идеология «бритоголовых» заполняет бесцельное время препровождение и пустоту в головах несознательных подростков и появляется вроде бы цель, и система ценностей и даже «товарищи по борьбе». Они получают удовольствие уже оттого, что заставляют окружающих не просто считаться с собой, а бояться, чувствуя свою безнаказанность. Практика показывает, что к уголовной ответственности привлекаются лишь немногие. Между тем в этих группах сосредоточена именно молодёжь, а во время судебного процесса суд присяжных не усматривает ничего страшного в их деяниях и выносит чаще всего оправдательный вердикт. Мне захотелось разобраться в этой непростой ситуации сегодняшнего положения вещей и ответить на вопрос о том, кого можно считать патриотом. И имеют ли все эти люди отношение к такому понятию, как «патриотизм», действительно ли они всё это совершают из-за своей великой любви к Родине.

Я считаю, что такая тема не только интересна для исследования, но и актуальна. Бернард Шоу знаменитый английский драматург ХХ века писал, что «патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился».

Родина! Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство любого человека. И как мне думается, особенно россиянина.

Исторически так сложилось, что России почти всегда угрожала опасность, и она нуждалась в сильных и мужественных людях, которые смогли бы её защищать. История России – это история великого воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Многочисленные племена кочевников, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства. У них всех на пути к нему встала Русь, Россия, наша великая страна. И этим нельзя не гордиться. Я тоже горжусь, что родилась и живу в России. Но разве это дает право кому-нибудь унижать человеческое достоинство других людей, их бить и даже убивать только потому, что они ДРУГИЕ? Другой веры, расы, национальности, происхождения, цвета кожи, места рождения, наконец? Думаю, что нет. И настоящий патриот не может этого не понимать.

Выбрав данную тему, я стремилась понять и осмыслить тему патриотизма, значение которой непреходяще для России. Хотим мы того или нет, но Россия сегодняшняя наследует вчерашний день, она вырастает из него. А день завтрашний может появиться только из дел сегодняшних, и разорвать это единство времен невозможно. Но, оказалось, что существуют прямо противоположные точки зрения на данное явление нашей жизни. Одни считают, что патриотизм – это врожденное чувство, другие, что его надо прививать, а третьи, в том числе, и знаменитый телевизионный ведущий В.Познер, убеждены, что такого понятия вообще не существует. Он писал в газете «Escuiqe »: «И снова: заложена ли в нас патриотическая программа? Сомневаюсь. Любовь к родителям - да, она существует на генетическом уровне, любовь к стране - вряд ли»{7.4}.

Понятие патриотизма

Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Развернутое определение находим и в энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»

Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем каждый человек, как и сотни его соотечественников, тысячами нитей связан с природой. С той природой, которой присуще только ей растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, с его историческим прошлым и родовыми корнями.

Сама сущность патриотизма обогащалась и продолжает обогащаться новым содержанием с развитием цивилизации и самого человека.

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, все это определяет степень патриотизма каждого человека, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем больше каждодневных поступков человек совершает для блага данной земли и ее обитателей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и страна), тем больший патриот, данный человек, тем выше и более истинный его патриотизм.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает жителей любой другой территории, и не будет вредить ни в чем. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане не патриоты с низким уровнем или дефектами сознания. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотичными являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, необоснованные нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм не патриотизма в России.

Национализм. Отличие национализма от патриотизма

Патриотизм – это осознанная и подтвержденная на деле любовь к Родине, тогда как национализм – это несознаваемая ненависть к ее предполагаемым врагам. В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными. Так написано в современном толковом словаре. Есть ещё одна точка зрения. «Настоящий государственнический подход исходит из единства страны, единства Родины, единства нации, которые сами по себе представляют общую ценность и достояние. При этом он непременно учитывает, что нацию образуют не только отдельные люди («атомарные индивиды»), но и народы. И солидарность на уровне нации достигается, в том числе солидарностью этнической и межэтнической. Таким образом, госпатриотизм и госнационализм в идеале вбирают в себя этнические патриотизмы и национализмы в качестве составных частей, нивелируя противоречия, не допуская сползания к экстремизму. Признав все это, мы признаем, наконец, и то, что настоящий патриот – националист и настоящий националист – патриот». Это точка зрения Виталия Иванова, директора Института политики и государственного права {2}.

Пути формирования патриотизма

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Ведь любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. «Патриотизм живет лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, и прежде всего святыни своего народа. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя» {3}.

Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий пат­риотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Необходимо учитывать, что люди приходят к понима­нию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это бла­городнейшее чувство. Это даже не чувство - это важней­шая сторона и личной, и общественной культуры духа...»{5}. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть взаимосвязь: формируя патриота, мы фор­мируем культурного человека.

Нам необходимо постоянно обращаться к образам великих предков и че­рез их нравственный пример постигать дух Рос­сии. Здесь речь идет о выдающихся государственных дея­телях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский, адмирал Ушаков, фельдмаршал М.И.Кутузов и других. К при­меру, стоит вспомнить только один призыв Александра Суворова: «… прошу брать мой пример, до издыхания быть верным Отечеству».

Заняться изучением нашей великой истории, в том числе воен­ной. Это важнейшее направление работы. Очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: «Чтобы полюбить Россию, надо познать ее».

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарно­го масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Ула­новой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя По­беды над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым от­крыл человечеству путь в космос. Русский писатель Чехов написал пьесы, кото­рые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Со­временное человечество зачитывается Шолоховым и смот­рит на телеэкран, зажженный русским изобретателем Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чув­ство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Заключение

Сегодня многое из прошлого нашей страны подвергается переоценке. Современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны, края, города, где живешь.

Небольшое исследование

Мне удалось провести анкетирование среди учащихся микрорайона нашей школы и узнать, что значит патриотизм для современного подростка.

Анкетирование проводилось среди 50 учащихся 9-10 классов. Конечно, я понимаю, что назвать такой опрос социологическим исследованием нельзя.

Но это мнение определенной части почти уже взрослых людей, к мнению которых можно прислушаться.

Итак, ими были даны следующие ответы на поставленные вопросы:

1.Что вы понимаете под словом «патриотизм»? Ответы были такими:

1Любовь к Родине - 35

2.Любовь к природе - 5

3.Защита Отечества - 5

4.Верность Отчизне - 4

5.Почитание законов - 1

Несмотря на разные ответы на данный вопрос, в принципе они похожи и отражают понимание молодежи своего отношения к Родине.

2.Считаете ли вы себя патриотами?

«Да» – ответили 33 человека

Не каждый подросток считает себя патриотом, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми.

3.Ваше отношение к трудовой деятельности

Труд – это просто привычка – 7

Труд – это тяжкая обязанность – 13

Труда надо избегать – 3

Труд – основа жизни – 26

Труд – это удовольствие – 1

Большинство понимают необходимость и важность трудовой деятельности для развития общества. Но почти треть учащихся не очень хотят обременять себя обязательствами, считая труд тяжкой обязанностью. Наверное, они думают, что все благополучие мира может появиться в результате безделья.

4.Каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе?

Дружелюбное – 18 человек

Равнодушное – 13

Терпимое -15

Отрицательное – нет

Я к ним отношения не имею - 4

Приятно, что особого негатива по отношению к людям разного происхождения никто не испытывает, но при этом есть тенденция некоторого неприятия.

Вот такая картина результатов получилась.

Список используемой литературы:

    Д.А.Алгазин Воспитание юных патриотов. М., 1979 г.

    В.Иванов О патриотизме, национализме и национальном экстремизме «Взгляд»- Деловая газета -18 апреля 2006 г.

    И.Ильин «Наши задачи». Статьи о патриотизме. Электронная библиотека

    Э.Л.Кузьмин Мировое государство: иллюзии или реальность? М.,1969 г

5 Д.С.Лихачев Письма о добром и прекрасном М., 1989 г.

6 И.Соловьев О патриотизме - электронная библиотека

Полтинин Д., Шалатов М.:

Что значит сегодня быть патриотом?

Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». Современная жизнь отличается от предшествующих эпох бешенным ритмом, индивидуализмом, ценностью материальных благ. И в то же время и она оставляет место подвигу. Быть патриотом или нет зависит от самого человека. Героем может стать каждый, кто совершает хорошие поступки от чистого сердца. Ведь большой героизм рождается из маленьких поступков. Быть патриотом, на мой взгляд, это значит «не мусорить в лесу». Не называть Российскую Федерацию «этой страной». Болеть за свою сборную на чемпионате мира. Поддерживать в конфликтных ситуациях действия наших, а не зарубежных политиков. И, конечно, воздерживаться от изощрённой ругани и кислого сарказма в адрес нашего государства. С мой точки зрения, патриотизм начинается тогда, когда ты осознаешь, что зачем-то тебе эта страна нужна, причем не в виде развалин и нищеты, а в виде места проживания (по возможности комфортного) твоих родных, родичей, знакомых, людей одной с тобой национальности, с общими историческими корнями. Когда ты осознаешь, что в этой земле лежат твои предки, которые ее обрабатывали и за которую они сражались, которая их кормила и которая их приняла. И когда ты осознаешь, что ты же хочешь лежать в этой же земле, хочешь, что бы эта земля кормила и растила твоих потомков. Не важно, как ты к этому пришел – путем логического осознания, что иначе быть не может, или исключительно эмоционально (придя в очередной раз в любимый лес за грибами и увидев на месте леса вырубку). И вот когда это чувство становится неосознанным, когда ты готов взять автомат и пойти защищать свой дом, прекрасно зная бесполезность этого шага и понимая, что шансов выжить у тебя нет – вот на этом этапе можно говорить о патриотизме.

В чем же сегодня проявляется патриотизм?

Если исходить из общепринятого, что патриотизм - это любовь к Родине, то необходимо определить, что вкладывается в понятие «Родина». Я считаю, что Родина - место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность. Родина - это родные просторы и отеческий дом. Но это и нечто большее, чем населённый пункт или место проживания. Прежде всего, Родина - это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на мой взгляд, берёт своё начало патриотизм. Вместе с тем, патриотизм - это не просто любовь к Родине. Это - готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины для себя, близких, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Своим друзьям я задал вопрос: «Что такое патриотизм и ваши герои сегодня». Ответы в основном сводились к тому, что патриотизм - это любовь к Родине. Около 5 % опрошенных вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны. На вопрос о том, есть ли герои в ХХI веке, многие сказали, что их нет. Те же, кто согласился с утверждением, что герои все-таки есть, приводили всего одну-две фамилии. Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев: Матросов, Паникаха, Суворов, Нахимов, Стаханов, Сахаров, Жуков, Кутузов, Ушаков и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен. В то же время, нам, поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Кто они современные патриоты и герои? Мой список героев велик, назову только некоторых, чьи подвиги особенно мне запомнились. Безусловными героями современности являются офицеры и солдаты 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, которые 29 февраля - 1 марта 2000 года вступили в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на высоте 776 - подполковник М. Н. Евтюхин, майор С. Г. Молодов, капитан В. В. Романов, старший лейтенант А. М. Колгатин, лейтенант А. В. Воробьёв, лейтенант Д. С. Кожемякин, рядовые Александр Супонинский, Андрей Поршнев и многие другие. Леонид Михайлович Рошаль (1933 года рождения) - советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996 г.), эксперт Всемирной организации здравоохранения.

Всех участников военных действий в Чечне, ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, спасателей наводнений и многих-многих других людей, спасающих других не жалея своей собственной жизни.

Патриотизм это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим.

Леканская Д.:

Единой мерки для патриотизма нет. Для каждого – он свой. Одни говорят, что патриотизм – это значит, что нами должны править только такие же, как мы, нашей национальности (но всегда ли это наилучший вариант?). Другие считают, что должен править человек, всегда жестко отстаивающий национальные интересы (а вы уверены, что национальные, а не личные?). Лично мне более близок другой подход. Патриотизм – это когда ты не только «душой болеешь» за страну, а когда осознаешь, что со страной происходит, и действуешь пусть и в ущерб себе и нынешней ситуации/поколению, но в интересах будущих поколений. Причем «интерес будущих поколений» - это и поддержка нынешней молодежи, и забота о стариках как о носителях народных традиций, как о связи поколений, как о моральном лице общества, и забота о природных ресурсах, экономическом, научном и военном потенциале своей страны. Патриотизм не может исчисляться количеством выступлений за чтобы то ни было или громкостью крика, как и количеством возвратов «оттуда». Патриотизм может измеряться исключительно конкретными делами – сколько заводов ты построил, скольким людям дал работу, в каком объеме ты предотвратил вывоз сырьевых ресурсов (богатства поколений) из страны и какую часть из этих ресурсов (как меру предотвращения вывоза) ты превратил в высокотехнологическую продукцию с высокой добавленной стоимостью за счет технологий и труда граждан, сколько ты заплатил налогов, скольким талантливым согражданам ты помог, сколько детских домов ты поддержал и скольким сиротам ты помог найти семью, скольким подросткам ты предоставил возможность идти учиться/работать вместо «шляться по улицам» и присаживаться на наркоту, сколько сел ты спас от вымирания и вернул туда молодежь, сколько диких зверей живет в ближайшем от тебя лесу или заповеднике, как ты профинансировал национальную науку, искусство, массовый спорт, сколько улиц в твоем городе ты помог сделать чистыми, освещенными, … А любовь.… Любят улицу, а не грязь на ней, и если любят – то приложат усилия, что бы она была чистая и радовала глаз.

Мишин А.:

Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством, закрепленным веками и тысячелетиями - патриотизмом. В чём же проявляется патриотизм? Он проявляется: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа. В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни; в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим. Дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Современная жизнь с её быстротечностью заставляет нас задуматься о своём отношении к Родине – самому святому, что есть у человека. Я живу в России. История моего отечества богата примерами великих побед и славы, невзгод и страданий. Умные и мужественные люди трудились для блага и пользы моей страны. Их труд приносит славу России. Это моя Родина. Просторы её красивы и необъятны. Я горжусь своей страной, её прошлым и настоящим.

Цели занятия:

  1. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;
  2. Умение ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;

Задачи:

Образовательные :

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Подготовительная часть мероприятия.

Проведение анкеты, обработка данных. Приложение№1

Класс делится на группы и получает задание (Приложение №2 (презентация), видеосюжет, оформление зала, приглашение гостей).

Проведение мероприятия

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: « Что значит быть патриотом сегодня?»

Ученик : заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Учитель: попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Примерные ответы учащихся

Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2 . «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».

Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4. «К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» - кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие - худший из них… Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».

Ученик 5. «Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до того. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: " Мы не патриоты" И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток. "Я не люблю свою страну" или "Я хочу жить в богатой и процветающей стране". И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди - патриоты. Не напоказ, нет»

Ученик 6. «Первое, что приходит в голову, когда заговаривают о патриотизме - Америка. Вот уж кто громко заявляет всему миру, что они патриоты, так это американцы. Патриотизм стал визитной карточкой США. Американцы снимают фильмы на патриотические темы, пишут об этом в прессе»

Ученик 7. «Я с такими выводами не согласен «по-моему, это ненормальный или патологический патриотизм. Бомбардировки Ирака из-за, находящегося якобы там оружия массового поражения и Югославии из-за вообще просто так - президент не понравился - это же всё последствия их "патриотизма". Их "патриотизм" не имеет ничего общего с настоящим Патриотизмом, поэтому считаю нам нечему учиться у американцев.

Ученик 6. «Искать недостатки надо не в других - в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»

Ученик 8 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Вот высказывание, которое можно прочитать на заборе "Бей жидов",- это призывает нас какой-то очередной "патриот". А, наверное, ему не приходило в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 10. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Мы провели небольшое социологическое исследование в школе.

Презентация. Слайд №3 . Изучая мнение учащихся нашей школы, результаты оказались следующие:

  1. 98 % опрошенных, знают, что изображено на государственном гербе;
  2. 100% знают цвета государственного флага и их расположение;
  3. 95% могут назвали первый куплет государственного гимна;
  4. Чувства, которые испытывают, когда видят или слышат государственную символику – гордость, восхищение, симпатию
  5. К акциям по распространению ленточек (трехцветных) с национальной символикой большинство опрошенных относятся положительно.

Учитель: Разговор можно продолжать долго… Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. В классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.

Презентация. Слайд №4.

Ученик: Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли…

Презентация. Слайд №5. (звучит колокольный звон, и ученик на фоне этого звучания говорит слова о А.Невском).

Ученик : Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!

Ученик: моя Родина, моя Россия в тех людях, которыми она может гордиться…

Презентация. Слайд №6. Звучит музыка Чайковского, на фоне её читают слова о Н.И.Вавилове

“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся” - эти слова принадлежат великому русскому ученому Николая Ивановичу Вавилову. Вся жизнь и труд его были подтверждением этих слов. Всемирно-известный ботаник, генетик, путешественник и исследователь, Николай Иванович в 1929г. становиться академиком СССР. Он – первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии СССР. Целью его жизни была наука. Он никогда не забывал, что он гражданин своей страны, даже тогда, когда был в 1940 году арестован и обвинён в руководстве антисоветской контрреволюционной организации. Он воспринимал Родину, как - то единственное, чего не купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему предлагали лучшие лаборатории мира. В тюрьме он продолжает много работать, пишет книгу “История развития мирового земледелия”, более ста лекций по генетике. Находясь в камере смертников, Вавилов писал: “Имея большой опыт и знания в развитии растениеводства, я был бы счастлив, отдать себя полностью своей Родине”. Он умер от голода в 1943 г. в Саратовской тюрьме…

Учитель: Примеры истинного патриотизма можно продолжать…

Презентация. Слайд №7.

Мое село над небом чистым
Ты помнишь грозные бои?
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.

72 воина Советской Армии пали смертью храбрых в январе 1943, освобождая Ливенку от фашистских захватчиков. Это солдаты и офицеры 48 Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Криворожской стрелковой дивизии.

Презентация. Слайд №8 .

На всех фронтах Великой Отечественной войны сражалось около 2500 воинов-ливенцев. Не вернулись 613.

Ученик: О подвигах русских людей мы можем прочитать в книгах, спросить у ветеранов, или посетить музей.

Презентация. Слайд №9. Есть музей и в нашем селе. Основное направление работы нашего музея военно-патриотическое. Большая часть экспозиций связана с военными подвигами земляков и военным периодом истории села.

Презентация. Слайд №10. Из архива музея: «Перед нами фотография Иван Ивановича Понамарёва бывшего моряка Северного флота. После ранения попал в стрелковую дивизию. Не думал, не гадал, что придётся ему первым, раньше передовых частей, с радостной весточкой о близком освобождении войти в родное село. А случилось это так. В разведку пошли втроем. Командир группы Дробязко, который отлично знал немецкий язык, радиодело, устав фашистской армии. Клетчатые немецкие плащи с глубокими капюшонами скрывали от посторонних глаз солдатские ушанки и серые шинели. А и вот родное село Ливенка. Дом, в котором родился и вырос. Только не узнал его сразу матрос. Ночь темна. А издали кажется, что дом нежилой. Окна заложены мешками. Подошли поближе, постучались. Долго никто не открывал. Наконец загремели засовы, дверь отворилась. Встретили его настороженно. По голосу не узнали, а маленький каганец сделанный из патронной гильзы, освещал только небольшой кружок стола. Немецкие плащи вызвали подозрение и страх.

Отец, откликнись. Это я - твой сын Иван!

Не погиб я батя, живой, вот он - я.

Послышались шаркающие шаги, отец, щуря глаза, подошел к говорившему, провел рукой по его щеке и сказал:

Верно! Иван, родинка на месте. Но вдруг нахмурился:

Так ты что же? Немцам продался? - возвысил он голос.

Нет, батя, мы свои, советские. Задание у нас.

Ну, ежели так, значит сын!- все еще настороженно проговорил отец.

И только утром, когда по сигналу разведчиков наступающие войска овладели станцией Палатовка и освободили Ливенку, поверил отец, что сын его Иван - моряк-североморец, жив.

За свой боевой путь Иван Иванович был награжден правительством 9 медалями среди них: медаль «За боевые заслуги» и медаль «За оборону Сталинграда», а также орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2 степени.

Сейчас нашего земляка нет с нами, но мы не можем забыть о его роли в освобождении села. Ведь именно благодаря умелым действиям разведгруппы советские войска выбили противника из села с наименьшими потерями. И мы не должны забывать наших земляков.

У поэта Б. Ковтуна есть такие строки:

Не хлебом единым мы сыты!
И если в душе пустота -
То будем мы также забыты,
Не будет над нами креста.

Учитель: Память, память, память… она как костры на снегу, которые святят и святятся, согревая сердца старшего поколения, и манят к себе юность, выходящую на собственные дороги.

Ученик: А кто хранит эту память, кто комплектует материал, занимается просветительной работой? Можно ли этих людей считать патриотами своей малой родины? Кто они? Чтобы разобраться в этом, мы пригласили на нашу встречу директора музея - Кононова Александра Васильевича. (Выступление директора музея Кононова А.В.)

Презентация. Слайд № 11, 12. фотографии учителей истории - основателей музея.

Ученик: Остановимся у стенда «Воины - интернационалисты». На одной из фотографий мой отец - Кириллов Сергей Фёдорович. Свой воинский долг он выполнял в Афганистане. К нему я обратился с вопросом: «Папа, как ты считаешь служба в Армии - это патриотизм. Ведь сегодня многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании и найдя приличную работу, не хотят служить в Армии? Есть, конечно, и те, кто просто боится, что может вернуться оттуда инвалидом. Ты считаешь, они не патриоты?» - (видеоролик или возможно присутствие участника на классном часе)

Ученик: наша группа с таким же вопросом обратилась к руководителю кадетского класса Адамову Сергею Дмитриевичу. Вот его мысли:

- «По моему мнению, идеальным показателем патриотизма армейская служба не является. Под патриотизмом я понимаю деятельность человека на благо Родины вне зависимости от профессии или должности. Оттого, как эффективно он работает, зависит деятельность всего государства. Поэтому патриотизмом является полнокровная отдача деятельности человека на благо своего народа и государства. История знает подтверждение этому. Взять, например, народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. Часть людей из его состава совсем не являлись военнослужащими, но это не мешало им проявлять невиданное мужество и героизм. Разве это не проявление патриотизма?

А работающие в тылу по 20-22 часа в сутки, дающие фронту так необходимые боеприпасы, медикаменты, обмундирование. Крестьяне, пухнувшие с голода, но поставлявшие фронту продовольствие.

Они не служили в армии, не являлись военнослужащими, но разве можно обвинить их в отсутствии патриотизма?

Поэтому, если молодой человек получил диплом о высшем образовании, работает с полной отдачей для людей, для своей страны его можно считать патриотом. Даже если он не служил в армии, язык не повернётся обвинить его в отсутствии патриотизма»

Другое дело, защита Родины. В данном случае, служба в армии действительно является главной составляющей патриотического воспитания человека. Страх же перед армией молодой человек должен побороть, а государство должно об этом позаботиться - не допуская «дедовщины». А инвалидом могут сделать и на улице или в подворотне. Так что ж, давайте теперь никуда не выходить?»

Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы - действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма»

Составим ассоциативный ряд

«Патриот, кто он?»

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  5. Готов стать на защиту Отечества
  6. Отстаивает престиж свой страны
  7. Знает государственную символику
  8. Готов отдать своей родине все силы и способности
  9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
  10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
  11. Знает свой родной язык
  12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с такими помыслами и был создан гимн своей малой родине «Ливенский вальс» нашей землячкой Надеждой Андреевной Битюцкой (ученики исполняют песню).

9 мая вся Россия отмечает великий праздник - день победы. Едем в машине. Слушаем радио. В передаче рассказывается о проведенном в честь праздника опросе среди населения. На вопрос «Что означает быть патриотом?» большая часть людей ответила, что это значит, что надо верить в то, что Россия - великая Держава. И меньшая часть опрошенного населения добавила, что надо знать хорошо историю своей страны. И я тут крепко призадумалась на заданную тему - что же все-таки означает быть патриотом своей страны. Мы много лет, начиная с 17 года, жили за «железным занавесом» и честно верили, что «мы впереди планеты всей», и что у нас самая лучшая в мире, справедливая и великая страна. И что же стало выясняться, когда началась «перестройка» и открыли и архивы, и сам железный занавес? Что экономика страны находится в достаточно отсталом положением, за исключением ряда отраслей типа «оборонки». Что уступают нам по уровню жизни разве что африканские страны. И так далее и так далее и так далее … Нас давно приучили к мысли, что «управлять страной может и кухарка». Поэтому большинство населения страны исторически привыкло знать ответы на все вопросы, начиная от воспитания и лечения детей до разрешения всех экономических проблем мирового масштаба, привычно комментируя это в дни праздников за столом в кругу друзей. Но почему же тогда мы до сих пор так плохо живем? Почему уровень жизни среднего россиянина до сих пор намного ниже, чем в любой развитой стране? Наверное, вот тут-то и можно вернуться к вопросу о том, что все-таки значит быть патриотом. Если просто слепо верить, что твоя страна - самая великая Держава и ничего при этом не делать, кроме отчаянного освистывания тех, кто говорит, что это не так. То страна так и останется самой великой Державой лишь в наших мечтах. Наверное, все-таки патриотом было бы логичнее назвать того, кто действительно пытается сделать жизнь в своей стране лучше. Тех людей, у кого хватает мудрости и мужества, чтобы не молчать о недостатках, которые у нас есть, а честно говорить о них, предлагать варианты решения и не бояться высказывать свое мнение правительству (а не на кухне друзьям), если считаешь, что оно в чем-то ошибается. Ведь в правительстве тоже сидят люди, а людям свойственно ошибаться. Если ты шахтер, то кто лучше тебя может знать, как проходит работа шахтеров. Никто кроме учителя не знает, с какими конкретными задачами и проблемами приходиться встречаться в повседневной работе учителям. И, если в школе нет достаточно количества достойных учителей, потому что нет достойной зарплаты, то нужно не бояться сказать об этом громко и во всеуслышание. Иначе наши дети, которые будут строить будущее нашей страны, так и останутся плохо воспитанными и необразованными. Чтобы построить достойное гражданское общество надо каждому из граждан этого общества быть социально-активными его членами. И не просто хорошо знать историю своей страны, но и быть активными участниками построения текущей и будущей истории. Не слепо верить в то, что мы самая великая Держава, изучать свои светлые страницы и закрывать глаза на ошибки и недостатки. А каждый день проживать так, чтобы знать, что ты действительно делаешь все, что в твоих силах, чтобы исправить эти ошибки, искоренить недостатки и чтобы твоя страна в итоге по-настоящему стала самой великой Державой. Наверное, некоторые «патриоты» после этих слов скажут, что я совсем не патриот. Ну что ж, у каждого, видимо, свои понятия патриотизма и величия держав. А жаль, ведь так хотелось бы, чтобы мы и, правда, стали великой Державой.