Что в пьесе обыкновенное чудо. Обыкновенное чудо

ЧТО ТЫ НАТВОРИЛ? УТРОМ! В КУРЯТНИКЕ!
Отклики об "Обыкновенном чуде" дошли до Поднебесной

Х о з я й к а. Что ты натворил нынче утром в курятнике?
Х о з я и н (хохочет). Так ведь это я любя!
Х о з я й к а. Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг - здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки...
X о з я и н. Ну что ж тут обидного?
Х о з я й к а. А у курицы усы как у солдата. Кто обещал исправиться? Кто обещал жить, как все?

Евгений Шварц. "Обыкновенное чудо".

И вот что я прочитала сегодня, самая свежая информация.

По сообщениям некоторых СМИ, в ресторанах KFC (общемировая сеть ресторанов, специализирующихся на приготовлении блюд из курицы) в Китае подают блюда из генетически модифицированных куриц, которые имеют по три пары крыльев и по четыре пары ног.

Ну что это, как не "обыкновенное чудо"?!!! Слухи растут быстро. А люди легковерны. А журналисты падки на разного рода сенсации. Стоило хотя бы одному из них побывать на премьере "Обыкновенного чуда" в Волковском театре, где невозможно не попасть под обаяние нашего Волшебника - Владимира Майзингера, как четыре лапки в пьесе Шварца быстро выросли в четыре пары ног и три пары куриных крыльев. Конечно же, не без влияния недавней премьеры "Обыкновенного чуда", спектакля Василия Сенина и драматурга Евгения Шварца…

"The Wall Street Journal" пишет, что KFC, которой не до юмора и волшебных трансформаций, подала в суд и потребовала от каждого из авторов ложных сообщений компенсации в размере 1,5 млн юаней (примерно $245 тыс.), извинений и прекращения недобросовестной практики.

В пьесе Шварца генетически модифицированные курицы исправно носят усы, несут яйца, из которых вылупливаются генетически модифицированные цыплята. Шварц смотрит прямо в наше время! И точка общепита в пьесе имеется. Но другая. Называется - трактир "Эмилия". Курицу там, слава Богу, не подают: вполне себе вегетарианский трактир. И в спектакле - все вегетарианцы. Только мед (в репликах), вино и молоко.

На самом деле, диалог Волшебника и Хозяйки - о главном, о поэтически-безумном мышлении, о великой любви, дающей новые крылья вдохновению, о том, как важно не спешить с выводами. Эксперименты Волшебника фантастичны, отсвечивают трагедией, но нуждаются отнюдь не в прямолинейном истолковании.

РОМАН С МЕДВЕДЕМ.
Сон.

Второй акт "Обыкновенного чуда" заканчивается известным парадоксом о любви.
Волшебник укоряет Медведя: "Как ты посмел не поцеловать ее? Ты не любил девушку!"

М е д в е д ь. Неправда!
X о з я и н. Не любил, иначе волшебная сила безрассудства охватила бы тебя. Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад - из любви к истине. Землю перестраивают из любви к
прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?
М е д в е д ь. Я отказался от нее.

Да, отказался от нее. Он ушел, убежал, исчез. Но предал ли он свое чувство?

Для понимания поступка Медведя важно осмысление противочувствий и противодействий и в пьесе, и в спектакле. Влюбленные поступают не так, как желают, а ровно наоборот. Они жаждут сближения - и уклоняются друг от друга, вступают в битву, в баталию, в потасовку… Но все попытки сблизиться терпят крах. Убегает то Медведь, то Принцесса. Плачет, рыдает, но убегает.

Как странно и как непостижимо играет человеком судьба! Волшебник проектирует свой замысел, но герои удирают от его сценария! Они поступают по-своему, дерзко, своевольно, решительно. Доходят до того, что готовы признаться в том, что ненавидят друг друга. Эта обостренность чувств и есть истина страстей. Тем интереснее внедряться в действо и устремляться в его глубины.

Потом, ближе к финалу, мы узнаем, что Принцесса, уединившись, прочла сто книг о медведях, об их характерах и привычках... Король, отец Принцессы даже было дал согласие на жениха-Медведя, говорил, что обучит его танцам, пляскам и разного рода кульбитам. Но Принцесса решительно отвергла медведя-прислужника.

Она поверила в то, что предсказанное может сбыться, и Медведь из человека снова станет медведем, как только она поцелует его.
И в пьесе, и в спектакле речь идет о Воплощении, о стремлении вочеловечиться окончательно и полно. Это сакральный, божественный замысел:

О, я хочу безумно жить,
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить...

Сон о Чуде - о таинстве Воплощения, обретения Человеческого облика, души, сердца. Это и есть воплощение. Больше всего здесь духа, о плоти речь вообще не идет. Хотя Медведь любит Принцессу безумно....

Ирина Наумкина - Принцесса - ведет искусственного Медведя, его копию, его образ на сцену, как друга, почти за руку, т.е. за лапу! Она разговаривает с ним, вступает с ним в тайный сговор. И здесь в спектакль властно входит Гений как Эрос - и Эрос как Гений... (Известен афоризм Платона: "Гений - это Эрос").

Пределы наибольшего наслаждения возникают по ту сторону желаний. Не телесное и не плотское есть истинная любовь. Искусство, творчество и Эрос сближены и слиты. Одно из определений любви - способность наслаждаться желанным. Так Принцесса пытается обрести Медведя, это ее великое жертвование. Любящий способен на подвиги во имя любимого. И в этом странном звере, которого невозможно, язык не повернется, назвать "чучелом", так удивительна открытая Принцессой в неодушевленности - Душа.

Убегание от предмета любви - торможение в небесах. Происходит обуздание страсти, возгонка Эроса, великой поэзии. У Принцессы - "мелодия Любви", ее Любовь - мелодия, и степень чувства такова, что мы приникаем к этому целительному источнику поэтического воображения, не ощущая ни малейшей неловкости, когда героиня обретает себя в этих "могучих, нежных" медвежьих лапах. Когда она ласкает его, когда вдруг находит внутри Медведя - самого Волшебника и ничуть не удивляется, ведь все это Волшебство, чудесный Сон...

Вот почему третий акт "Обыкновенного чуда" начинается эпизодом встречи Принцессы и Медведя...

"Чудо" этого спектакля увидел первым Владимир Александрович Майзингер - как Волшебник, видящий дальше всех без всякой подзорной трубы. Он увидел нашу театральную молодую труппу, актеров молодых и по возрасту, и по душе. Он увидел тех, что совсем недавно были еще неоперившимися птенцами. Они поют сольно и хором так, что зрителям кажется, что поют вовсе не они, а голоса из поднебесья... Но голоса из "поднебесья" - льются отсюда, со сцены нашего театра. Они гибкие и пластичные, танцующие при свете софитов, при свете дня и в темноте. Они столь же гибки и пластичны в передаче жанров, в раскрытии характеров… Они играют как будто Свиту Короля, королька - карикатурную, сатирическую...

Но они же открывают и другую ипостась. Все они в спектакле - Хор, сочувствующий Принцессе, Медведю. Хор, страдающий так же, как и главные герои, Хор, который может впасть в отчаяние и горе и передать радость и счастье... И изгнать негодных министров-администраторов с авансцены, выразив им свое презрение...

Вот она - Молодая гвардия нашего Волковского.

"Обыкновенное чудо" еще далеко не все зрители могут понять и осмыслить... И сам спектакль еще совершенствуется, он только что родился... Но и впрямь, какие хорошие выросли дети!..

Какие
Хорошие
Выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
Должно быть, им легче живется на свете,
Им проще пробиться, им легче добиться.
Положим, они говорят, что труднее:
Экзамены, всякие конкурсы эти.
Быть может, и верно. Им, детям, виднее.
Но очень хорошие выросли дети.
Конечно, задорные эти ребята,
А впрочем, по множеству признаков судя,
Мы сами такими же были когда-то, -
И нас не смирение вывело в люди.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ

О чем говорит Медведь Принцессе, когда они в финале обретают друг друга?

"Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: der bestirnte Himmel über mir und das moralische Gesetz in mir"

Bestirnte Himmel über mir !

Иникакихmoralische!

Эта зодиакальная карта Звездного неба возникает в спектакле "Обыкновенное чудо" в постановке Василия Сенина (сценография - Игорь Капитанов) на Волковской сцене. Звездная карта занимает все зеркало сцены. И этот волшебный небосвод вращается! Так же, как и Часы Времени отбивают свой ход, не останавливаясь ни на секунду…

Да, мои замечательные друзья, посмотревшие спектакль и написавшие мне, что эту звездную карту хочется вставить в рамку и повесить у себя дома. Вы знаете, что в спектакле такая картина среди других - существует. И герои спектакля, перебирая картины в рамах, выбирают именно эту и долго смотрят на нее... Как герои "Соляриса" Тарковского или "Меланхолии" Ларса фон Триера смотрят на "Охотников на снегу" Брейгеля...

И конечно, нам бы хотелось, чтобы «там», наверху, всегда и вечно пребывало Звездное Небо над нами - и больше ничего...
Когда движение этого Небосвода определяет все - в жизни, в искусстве; когда перед тобой возникают непреходящие глубинные вопросы нашего бытия, то главным становится то, что происходит в душе, внутри тебя, нас, в сердце - это и есть главный закон...
И он не может родиться по приказу, призыву, лозунгу...

Это и есть Обыкновенное Чудо, которое не могло присниться даже старику Иммануилу...

ЭМИЛЬ И ЭМИЛИЯ

В спектакле (и в пьесе Евгения Шварца) "Обыкновенное чудо" - Эмиль и Эмилия когда-то безумно любили друг друга. Но расстались из-за чистого недоразумения, кому-то надо было пойти на принцип...

Прошло 20 лет, и вот они встретились вновь, в горах, в отеле, по крышу занесенном снегом. Эмиль стал Трактирщиком, и трактир, свое кафе он назвал "Эмилия". Он не может забыть свою возлюбленную… Она появилась стремительно: он притянул ее своей ворожбой.

В спектаклеэта травестированная пара иронично отражает взаимоотношения Принцессы и Медведя, Хозяйки и Волшебника. Сцена объяснения встретившихся бывших влюбленных завораживает проявлением искренних чувств, хотя эту пару ждут новые испытания. Но Эмилия (великолепнейшая работа Елены Майзингер - своей жизнерадостностью и "барабанами-трубами", своей эксцентрикой, и Эмиль - своей скрытой иронией и лиризмом готовы одолеть все преграды...







Евгений Шварц

Обыкновенное чудо

Действующие лица

Принцесса

Министр-администратор

Первый министр

Придворная дама

Трактирщик

Ученик охотника

перед занавесом появляется человек, который говорит зрителям негромко и задумчиво:

– «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо.

Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно и обыкновенно.

О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку.

В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Среди действующих лиц нашей сказки, более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. Или психастенией. А то и наследственностью. В сказке сделан он королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела. Узнаете вы и министра-администратора, лихого снабженца. И заслуженного деятеля охоты. И некоторых других.

Но герои сказки, более близкие к «чуду», лишены бытовых черт сегодняшнего дня. Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь.

Как уживаются столь разные люди в одной сказке? А очень просто. Как в жизни.

И начинается наша сказка просто. Один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми – его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. И вот ввязался он в любовную историю тех самых молодых людей, о которых говорил я вначале. И все запуталось, перепуталось – и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления.

Горем все окончилось для влюбленных или счастьем – узнаете вы в самом конце сказки.

исчезает

Действие первое

усадьба в Карпатских горах | большая комната, сияющая чистотой | на очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник | бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос | это хозяин усадьбы

Хозяин

Вот так! Вот славно! Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня, как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет! Работаю безо всяких вольностей… Ах!

прислушивается, закрывает лицо руками

Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она!

хихикает застенчиво

Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!

входит хозяйка, еще молодая, очень привлекательная женщина

Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю…


Евгений Шварц

Обыкновенное чудо

действующие лица

Принцесса

Министр-администратор

Первый министр

Придворная дама

Трактирщик

Ученик охотника

перед занавесом появляется человек, который говорит зрителям негромко и задумчиво:

– «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо.

Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно и обыкновенно.

О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку.

В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Среди действующих лиц нашей сказки, более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. Или психастенией. А то и наследственностью. В сказке сделан он королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела. Узнаете вы и министра-администратора, лихого снабженца. И заслуженного деятеля охоты. И некоторых других.

Но герои сказки, более близкие к «чуду», лишены бытовых черт сегодняшнего дня. Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь.

Как уживаются столь разные люди в одной сказке? А очень просто. Как в жизни.

И начинается наша сказка просто. Один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми – его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. И вот ввязался он в любовную историю тех самых молодых людей, о которых говорил я вначале. И все запуталось, перепуталось – и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления.

Горем все окончилось для влюбленных или счастьем – узнаете вы в самом конце сказки.

исчезает

Действие первое

усадьба в Карпатских горах | большая комната, сияющая чистотой | на очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник | бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос | это хозяин усадьбы

Хозяин

Вот так! Вот славно! Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня, как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет! Работаю безо всяких вольностей… Ах!

прислушивается, закрывает лицо руками

Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она!

хихикает застенчиво

Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!

входит хозяйка, еще молодая, очень привлекательная женщина

Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю…

пугается

Что с тобой? Кто тебя посмел обидеть?

Хозяйка

Хозяин

Да не может быть! Ах я грубиян! Бедная женщина, грустная такая стоит, головой качает… Вот беда-то! Что же я, окаянный, наделал?

Хозяйка

Хозяин

Да уж где тут думать… Говори, не томи…

Хозяйка

Что ты натворил нынче утром в курятнике?

Хозяин (хохочет )

Так ведь это я любя!

Хозяйка

Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг – здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки…

Хозяин

Ну что ж тут обидного?

Хозяйка

А у курицы усы, как у солдата.

Хозяин

Хозяйка

Кто обещал исправиться? Кто обещал жить, как все?

Хозяин

Ну дорогая, ну милая, ну прости меня! Что уж тут поделаешь… Ведь все-таки я волшебник!

Хозяйка

Мало ли что!

Хозяин

Утро было веселое, небо ясное, прямо силы девать некуда, так хорошо. Захотелось пошалить…

Хозяйка

Ну и сделал бы что-нибудь полезное для хозяйства. Вон песок привезли дорожки посыпать. Взял бы да превратил его в сахар.

Хозяин

Ну какая же это шалость!

Хозяйка

Или те камни, что сложены возле амбара, превратил бы в сыр.

Хозяин

Не смешно!

Хозяйка

Ну что мне с тобой делать? Бьюсь, бьюсь, а ты все тот же дикий охотник, горный волшебник, безумный бородач!

Хозяин

Я стараюсь!

Хозяйка

Так все идет славно, как у людей, и вдруг хлоп – гром, молния, чудеса, превращения, сказки, легенды там всякие… Бедняжка…

целует его

Ну, иди, родной!

Хозяин

Хозяйка

В курятник.

Хозяин

Хозяйка

Исправь то, что там натворил.

Хозяин

Хозяйка

Ну пожалуйста!

Хозяин

Не могу. Ты ведь сама знаешь, как повелось на свете. Иногда нашалишь – а потом все исправишь. А иной раз щелк – и нет пути назад! Уж я этих цыплят и волшебной палочкой колотил, и вихрем их завивал, и семь раз ударил молнией – все напрасно! Значит, уж тут сделанного не поправишь.

Евгений Шварц

Обыкновенное чудо

Екатерине Ивановне Шварц

Действующие лица

Хозяин .

Хозяйка .

Медведь .

Король .

Принцесса .

Министр-администратор .

Первый министр .

Придворная дама .

Оринтия .

Аманда .

Трактирщик .

Охотник .

Ученик охотника .

Палач .

Перед занавесом появляется человек , который говорит зрителям негромко и задумчиво:

– «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо.

Разгадка в том, что у нас – речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно, и обыкновенно.

О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку.

В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Среди действующих лиц нашей сказки, более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. Или психастенией. А то и наследственностью. В сказке сделан он королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела. Узнаете вы и министра-администратора, лихого снабженца. И заслуженного деятеля охоты. И некоторых других.

Но герои сказки, более близкие к «чуду», лишены бытовых черт сегодняшнего дня. Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь.

Как уживаются столь разные люди в одной сказке? А очень просто. Как в жизни.

И начинается наша сказка просто. Один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми – его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. И вот ввязался он в любовную историю тех самых молодых людей, о которых говорил я вначале. И все запуталось, перепуталось – и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления.

Горем все окончилось для влюбленных или счастьем – узнаете вы в самом конце сказки. (Исчезает.)

Действие первое

Усадьба в Карпатских горах. Большая комната, сияющая чистотой. На очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник. Бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос. Это хозяин усадьбы.

Хозяин . Вот так! Вот славно! Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет! Работаю безо всяких вольностей… Ах! (Прислушивается, закрывает лицо руками.) Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она! (Хихикает застенчиво.) Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!

Входит хозяйка , еще молодая, очень привлекательная женщина.

Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю… (Пугается.) Что с тобой? Кто тебя посмел обидеть?

Хозяйка . Ты.

Хозяин . Да не может быть! Ах я грубиян! Бедная женщина, грустная такая стоит, головой качает… Вот беда-то! Что же я, окаянный, наделал?

Хозяйка . Подумай.

Хозяин . Да уж где тут думать… Говори, не томи…

Хозяйка . Что ты натворил нынче утром в курятнике?

Хозяин (хохочет) . Так ведь это я любя!

Хозяйка . Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг – здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки…

Хозяин . Ну что ж тут обидного?

Хозяйка . А у курицы усы, как у солдата.

Хозяин . Ха-ха-ха!

Хозяйка . Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?

Хозяин . Ну дорогая, ну милая, ну прости меня! Что уж тут поделаешь… Ведь все-таки я волшебник!

Хозяйка . Мало ли что!

Хозяин . Утро было веселое, небо ясное, прямо силы девать некуда, так хорошо. Захотелось пошалить…

Хозяйка . Ну и сделал бы что-нибудь полезное для хозяйства. Вон песок привезли дорожки посыпать. Взял бы да превратил его в сахар.

Хозяин . Ну какая же это шалость!

Хозяйка . Или те камни, что сложены возле амбара, превратил бы в сыр.

Хозяин . Не смешно!

Хозяйка . Ну что мне с тобой делать? Бьюсь, бьюсь, а ты все тот же дикий охотник, горный волшебник, безумный бородач!

Хозяин . Я стараюсь!

Хозяйка . Так все идет славно, как у людей, и вдруг – хлоп! – гром, молния, чудеса, превращения, сказки, легенды там всякие… Бедняжка… (Целует его.) Ну, иди, родной!

Хозяин . Куда?

Хозяйка . В курятник.

Хозяин . Зачем?

Хозяйка . Исправь то, что там натворил.

Хозяин . Не могу!

Хозяйка . Ну пожалуйста!

Хозяин . Не могу. Ты ведь сама знаешь, как повелось на свете. Иногда пошалишь – а потом все исправишь. А иной раз щелк – и нет пути назад! Уж я этих цыплят и волшебной палочкой колотил, и вихрем их завивал, и семь раз ударил молнией – все напрасно! Значит, уж тут сделанного не поправишь.

Хозяйка . Ну что ж, ничего не поделаешь… Курицу я каждый день буду брить, а от цыплят отворачиваться. Ну а теперь перейдем к самому главному. Кого ты ждешь?

Хозяин . Никого.

Хозяйка . Посмотри мне в глаза.

Хозяин . Смотрю.

Хозяйка . Говори правду, что будет? Каких гостей нам сегодня принимать? Людей? Или привидения зайдут поиграть с тобой в кости? Да не бойся, говори. Если у нас появится призрак молодой монахини, то я даже рада буду. Она обещала захватить с того света выкройку кофточки с широкими рукавами, какие носили триста лет назад. Этот фасон опять в моде. Придет монашка?

Евгений Шварц

Обыкновенное чудо

Екатерине Ивановне Шварц

Действующие лица

Хозяин .

Хозяйка .

Медведь .

Король .

Принцесса .

Министр-администратор .

Первый министр .

Придворная дама .

Оринтия .

Аманда .

Трактирщик .

Охотник .

Ученик охотника .

Палач .

Перед занавесом появляется человек , который говорит зрителям негромко и задумчиво:

– «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо.

Разгадка в том, что у нас – речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно, и обыкновенно.

О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку.

В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Среди действующих лиц нашей сказки, более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. Или психастенией. А то и наследственностью. В сказке сделан он королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела. Узнаете вы и министра-администратора, лихого снабженца. И заслуженного деятеля охоты. И некоторых других.

Но герои сказки, более близкие к «чуду», лишены бытовых черт сегодняшнего дня. Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь.

Как уживаются столь разные люди в одной сказке? А очень просто. Как в жизни.

И начинается наша сказка просто. Один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми – его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. И вот ввязался он в любовную историю тех самых молодых людей, о которых говорил я вначале. И все запуталось, перепуталось – и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления.

Горем все окончилось для влюбленных или счастьем – узнаете вы в самом конце сказки. (Исчезает.)

Действие первое

Усадьба в Карпатских горах. Большая комната, сияющая чистотой. На очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник. Бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос. Это хозяин усадьбы.

Хозяин . Вот так! Вот славно! Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет! Работаю безо всяких вольностей… Ах! (Прислушивается, закрывает лицо руками.) Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она! (Хихикает застенчиво.) Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!

Входит хозяйка , еще молодая, очень привлекательная женщина.

Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю… (Пугается.) Что с тобой? Кто тебя посмел обидеть?

Хозяйка . Ты.

Хозяин . Да не может быть! Ах я грубиян! Бедная женщина, грустная такая стоит, головой качает… Вот беда-то! Что же я, окаянный, наделал?

Хозяйка . Подумай.

Хозяин . Да уж где тут думать… Говори, не томи…

Хозяйка . Что ты натворил нынче утром в курятнике?

Хозяин (хохочет) . Так ведь это я любя!

Хозяйка . Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг – здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки…

Хозяин . Ну что ж тут обидного?

Хозяйка . А у курицы усы, как у солдата.

Хозяин . Ха-ха-ха!

Хозяйка . Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?

Хозяин . Ну дорогая, ну милая, ну прости меня! Что уж тут поделаешь… Ведь все-таки я волшебник!

Хозяйка . Мало ли что!

Хозяин . Утро было веселое, небо ясное, прямо силы девать некуда, так хорошо. Захотелось пошалить…

Хозяйка . Ну и сделал бы что-нибудь полезное для хозяйства. Вон песок привезли дорожки посыпать. Взял бы да превратил его в сахар.

Хозяин . Ну какая же это шалость!

Хозяйка . Или те камни, что сложены возле амбара, превратил бы в сыр.

Хозяин . Не смешно!

Хозяйка . Ну что мне с тобой делать? Бьюсь, бьюсь, а ты все тот же дикий охотник, горный волшебник, безумный бородач!

Хозяин . Я стараюсь!

Хозяйка . Так все идет славно, как у людей, и вдруг – хлоп! – гром, молния, чудеса, превращения, сказки, легенды там всякие… Бедняжка… (Целует его.) Ну, иди, родной!

Хозяин . Куда?

Хозяйка . В курятник.

Хозяин . Зачем?

Хозяйка . Исправь то, что там натворил.

Хозяин . Не могу!

Хозяйка . Ну пожалуйста!

Хозяин . Не могу. Ты ведь сама знаешь, как повелось на свете. Иногда пошалишь – а потом все исправишь. А иной раз щелк – и нет пути назад! Уж я этих цыплят и волшебной палочкой колотил, и вихрем их завивал, и семь раз ударил молнией – все напрасно! Значит, уж тут сделанного не поправишь.

Хозяйка . Ну что ж, ничего не поделаешь… Курицу я каждый день буду брить, а от цыплят отворачиваться. Ну а теперь перейдем к самому главному. Кого ты ждешь?

Хозяин . Никого.

Хозяйка . Посмотри мне в глаза.

Хозяин . Смотрю.

Хозяйка . Говори правду, что будет? Каких гостей нам сегодня принимать? Людей? Или привидения зайдут поиграть с тобой в кости? Да не бойся, говори. Если у нас появится призрак молодой монахини, то я даже рада буду. Она обещала захватить с того света выкройку кофточки с широкими рукавами, какие носили триста лет назад. Этот фасон опять в моде. Придет монашка?

Хозяин . Нет.

Хозяйка . Жаль. Так никого не будет? Нет? Неужели ты думаешь, что от жены можно скрыть правду? Ты себя скорей обманешь, чем меня. Вон, вон уши горят, из глаз искры сыплются…

Хозяин . Неправда! Где?

Хозяйка . Вон, вон они! Так и сверкают. Да ты не робей, ты признавайся! Ну? Разом!

Хозяин . Ладно! Будут, будут у нас гости сегодня. Ты уж прости меня, я стараюсь. Домоседом стал. Но… Но просит душа чего-нибудь этакого… волшебного. Не обижайся!

Хозяйка . Я знала, за кого иду замуж.

Хозяин . Будут, будут гости! Вот, вот сейчас, сейчас!

Хозяйка . Поправь воротник скорее. Одерни рукава!

Хозяин (хохочет) . Слышишь, слышишь? Едет.

Приближающийся топот копыт.

Это он, это он!

Хозяйка . Кто?

Хозяин . Тот самый юноша, из‑за которого и начнутся у нас удивительные события. Вот радость-то! Вот приятно!

Хозяйка . Это юноша как юноша?

Хозяин . Да, да!

Хозяйка . Вот и хорошо, у меня как раз кофе вскипел.

Стук в дверь.

Хозяин . Войди, войди, давно ждем! Очень рад!

Входит юноша . Одет изящно. Скромен, прост, задумчив. Молча кланяется хозяевам.

(Обнимает его.) Здравствуй, здравствуй, сынок!

Хозяйка . Садитесь к столу, пожалуйста, выпейте кофе, пожалуйста. Как вас зовут, сынок?

Юноша . Медведь.

Хозяйка . Как вы говорите?

Юноша . Медведь.

Хозяйка . Какое неподходящее прозвище!

Юноша . Это вовсе не прозвище. Я и в самом деле медведь.

Хозяйка . Нет, что вы… Почему? Вы двигаетесь так ловко, говорите так мягко.

Юноша . Видите ли… Меня семь лет назад превратил в человека ваш муж. И сделал он это прекрасно. Он у вас великолепный волшебник. У него золотые руки, хозяйка.

Хозяин . Спасибо, сынок! (Пожимает Медведю руку.)

Хозяйка . Это правда?

Хозяин . Так ведь это когда было! Дорогая! Семь лет назад!