Часовня иверской иконы божией матери у воскресенских ворот

Часовня у стен Воскресенских ворот, разделяющих Красную и Манежную площади, построена в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери - списка с иконы Иверской Богоматери Вратарница, хранящейся в монастыре на Святой Горе Афон в Греции. Эта икона была доставлена в Россию в 1614 г. и находилась в Валдайском Иверском монастыре. В 1669 г. ее перевезли в Москву. До 1782 г. она оставалась в Никольском греческом монастыре, рядом с Кремлем, а затем по окончании строительства часовни заняла приготовленное ей место. В 1801 г. купол часовни увенчала фигура ангела с крестом.

После 1917 г. представители новой власти изъяли из часовни все украшения и церковную утварь, содержащие золото и серебро, а само здание было передано в ведение обновленческой церкви. В 1929 г. и часовня была закрыта, а в 1931 г. вместе с Воскресенскими воротами разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники на Красную площадь во время проведения парадов. Икона Иверской Богоматери была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова, где и находится по сей день.

Иверская часовня воссоздана в 1996 г. архитектором О.И. Журиным. В октябре того же года в Москву из Иверского монастыря на горе Афон была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарница. Сегодня часовня Иверской иконы Божьей Матери является действующим храмом, в ней проводятся ежедневные богослужения.



Воскресенские (Иверские, Куретные, Львиные, Святые, Неглименские) ворота Китайгородской стены

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города - двойные проездные ворота Китайгородской стены в одноименном проезде между зданием Городской думы и Историческим музеем, давшие название Воскресенской площади. Сооружены в 1535 году как двухарочные ворота стены Китай-города. В 1680 году перестроено надвратное помещение и над ним надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. Такой облик ворота сохраняли вплоть до разборки в 1931 году. В палатах помещались до 1731 года лаборатории соседнего Монетного двора и палата Главной аптеки, в 1750-1780-х годах - университетская типография. В надвратном теремке жил Н.И. Новиков (1744-1818), который заведовал расположенной в соседнем здании университетской типографией.

В 1781 году была сооружена деревянная часовня Иверской Богоматери (была приписана к Николо-Перервинскому монастырю) для Иверской иконы Богоматери. В 1791 году Иверская часовня отстраивается в камне.

В 1917 году Иверская часовня и ворота в Воскресенском проезде используются как оборонительный рубеж от большевиков. В середине 1920-х годов проводится реставрация Воскресенских ворот и Иверской часовни с восстановлением первоначальных резных наличников.

В конце 1920-х годов принимается решение о сносе Воскресенских ворот. Официальная причина - для более удобного въезда военной техники для участия в парадах на Красной площади и шествия демонстраций. В 1929 году разбирается Иверская часовня, и на ее месте устанавливается скульптура рабочего.

В 1931 году Воскресенские (Иверские) ворота окончательно снесены. В 1936 году проезд через место бывших ворот переименован в Исторический.

В 1994-1995 годах по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта - архитектор О.И. Журин). В 1993 году Исторический проезд был переименован в проезд Воскресенские Ворота. После восстановления ворот и часовни в 1995 году проезд Воскресенских ворот снова стал пешеходным, в результате чего тяжелая военная техника на возобновленных с 2008 года парадах потеряла возможность въезжать на Красную площадь с двух сторон Исторического музея.

На Воскресенских воротах размещены мозаичные иконы Георгия Победоносца (покровителя Москвы), Сергия Радонежского, Александра Невского, Феодора Стратилата (покровителя христианского воинства), митрополитов московских Алексия, Ионы, Петра, Филиппа. Под иконой Сергия Радонежского расположена икона митрополита московского Алексия, под иконой Георгия Победоносца - икона митрополита московского Петра, под иконой Александра Невского - икона митрополита московского Ионы, под иконой Стратилата - икона митрополита московского Филиппа.

http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=3433; http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=4911



Часовня Иверской иконы Божией Матери находится при внешней стороне Воскресенских ворот. Икона здесь поставлена 19 мая 1669 г., а нынешняя часовня построена в 1791 г. Золотая риза на икону сделана в 1790 г. Часовня принадлежит Николо-Перервинскому монастырю.

Воскресенские ворота существуют со времени построения Китайской (Китай-городской) стены; в 1680 г. над ними возведены нынешний верхний этаж и две шатровых башни.

Иверская икона Божией Матери, имеющая и другое название «Вратарница», явилась в XI ст. в том из греческих монастырей Афонской горы, который был первоначально основан выходцами из Иверии, т. е. нынешней Грузии, и поэтому называется Иверским. В этом монастыре установлен праздник в честь иконы на вторник Светлой недели.

При царе Алексее Михайловиче в Москву привезен был 13 октября 1648 г. точный список с Иверской иконы, который милостью Пресвятой Богородицы прославлен здесь не менее, чем подлинник на Афонской горе. Московский праздник в честь Иверской иконы Божией Матери иконы - 13 октября.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Иверская часовня - часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII - начало XIX в., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994-1995 гг.).

Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезен с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещен в Никольском монастыре.

Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относятся к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка.

Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь.

В 1680 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими.

Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1669 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.

Художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом, а голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.


По традиции, всякий, идуший на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия.

После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжелые времена.

В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы.

Николо-Перервинский монастырь был закрыт и монахи, обслуживающие часовню, живших в доме бывшего Губернского правления были выселены.

Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали.

В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь - с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже 1931 году сносят Воскресенские ворота.

В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта - архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила - скульптор Ю. Ф. Иванов). На Афоне был сделан новый список Иверской иконы.

Оформлением интерьера Иверской часовни занимались мастера Свято-Троицкого братства.

Иверская часовня (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Краснодарский край
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

На западной окраине города Горячий Ключ у подножья Абадзехской горы ютится маленькая православная часовенка - часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери. Раньше на ее месте бил целебный родник, который в народе называли Иверским. Воды в нем были железистые, насыщенные минералами и полезными микроэлементами. Благами живого источника пользовались не только местные жители, но и многочисленные паломники, стремившиеся сюда из всех окрестностей. Кое-где в горячеключевских архивах еще сохранились свидетельства о небывалой красоте источника. Родник венчали врата с иконой Иверской Божьей Матери, а подход к ним состоял из череды массивных каменных ступеней. Однако же в 20-х гг. 19 века в результате грунтового сдвига Иверский источник иссяк. В память о нем остались лишь чаша-раковина и часовня.

Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Иверская часовня, или, как правильно ее называть, часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери, представляет собой небольшую изящную конструкцию, словно бы вшитую в горный склон. Вход в часовню украшает высокая арка, а свод завершается скромным куполом, выполненным в христианских традициях. Внутри часовни, в центральной ее нише собственно и хранится сама икона Иверской Божьей Матери, а по бокам от нее - лики мессии и святых. Главная икона написана художницей Н. Рыжиковой по специальному заказу. Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Среди всех достопримечательностей Горячего Ключа часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери носит исключительный характер. Ведь история курорта, собственно, и началась с освящения Псекупских минеральных источников. Водосвятная церемония происходила у подножья Абадзехской горы, у места выхода минеральных источников на поверхность, в присутствии знатных особ и наказного атамана Кубанского казачьего войска. Ныне это место называется Минеральной поляной, именно здесь нашла приют Иверская часовня.

На землях, где ныне расположен Горячий Ключ, к Иверской иконе издавна относились с особым трепетом и почтением. Считалось, что она обладает животворящей силой и способна излечивать болезни.

Рядом с Иверской часовней находится масса интересных мест. Например, Минеральную поляну венчает единственный в мире памятник «живой воде». Обелиск высится прямо у «созвездия источников» и как бы олицетворяет собой дань уважения к псекупским минеральным водам. Также неподалеку от часовни находится вход в Дантово ущелье - самый популярный прогулочный маршрут в городе и место невероятной красоты. А из Дантова ущелья можно выйти к скале Петушок и старинной крепости Псыфабэ.

Часовня, как и многие достопримечательности Горячего Ключа, расположена на западной окраине города. Если ехать сюда автомобилем, то главным ориентиром на трассе будет ресторан «Старый замок». Около него необходимо пересечь реку по пешеходному мосту и преодолеть Дантово ущелье. В случае поездки общественным транспортом спрашивайте остановку «Санаторий» - это конечная станция большинства городских маршрутов.

(Иверской иконы Божией Матери) в Москве у Воскресенских (Неглиненских, Триумфальных, Куретных, Львиных) ворот Китай-города; одна из особо почитаемых святынь православной Москвы. С сер. XVII в. в ней находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери .

Сведения об И. ч. как о деревянном строении Николо-Перервинского мон-ря появились в источниках в 1659-1660 гг. в связи со встречей в Москве у Неглиненских ворот Китай-города привезенной 13 окт. 1648 г. с Афона Иверской иконы. Через эти ворота совершались торжественные въезды на Красную площадь русских царей, иностранных послов. Первая И. ч., где находился один из списков образа, вероятно, была сооружена на месте встречи иконы и скорее всего сгорела во время большого пожара в авг. 1668 г. 19 мая 1669 г. к Неглиненским воротам (в И. ч. или под отдельный навес) перенесли новый список иконы (прежний отправили в Иверский Валдайский мон-рь). Согласно «Указателю Московских церквей» М. И. Александровского (М., 1919. Ркп.), постройки первоначально находились с внутренней стороны стены Китай-города.

По-видимому, в 1680 г., при реконструкции Неглиненских ворот, И. ч. была отстроена заново к северу от них. На воротах были изображены «добрым письмом» покровители Москвы: прп. Сергий, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, Московские святители Петр и Алексий, над ними - образ Воскресения Христова. Согласно источнику 1722 г., новая часовня была каменной. По синодальному указу в 1723 г. И. ч. была закрыта, но в 1727 г. открылась вновь. Из-за строительства новых Воскресенских ворот после пожара 1737 г. И. ч. вновь оказалась на новом месте. При имп. Елизавете Петровне И. ч., в документах названная «деревянным чуланом», была разобрана, и по прошению игумена Николо-Перервинского мон-ря икону поместили в каменный «приделок». В 1791 г. И. ч. отстроили заново (архит. М. Ф. Казаков), в 1801 г. она была «благолепно украшена» (проект П. Гонзаго): снаружи обита жестью, декорирована медными вызолоченными пилястрами с капителями, гирляндами, 8-конечными звездами, купол увенчивала позолоченная фигура ангела. После перестройки И. ч. вмещала до 50 чел. Во время Отечественной войны 1812 г. И. ч. пострадала от пожара и была восстановлена; в память об изгнании имп. Наполеона ежегодно совершался крестный ход из Кремля к И. ч. и оттуда с образом вокруг кремлевских стен. В 1929 г. И. ч. была разобрана.

Чудотворный образ из не запиравшейся на ночь И. ч. часто выносили в дома горожан, замещая его списком. Для перевозки образа использовали особую, закрытую карету, запряженную четверкой лошадей. Процессия, сопровождаемая форейтором с факелом, стала достопримечательностью Москвы. И. ч. называли «отрадным перепутьем для всех верующих»: к ней приходили, уезжая из Москвы или приезжая в нее. Горожане, почитая И. ч., снимали перед ней шапки и не начинали никаких важных дел, не помолившись в ней. Именно благодаря И. ч. укрепился обычай вступать на Красную пл. и в Кремль через Воскресенские ворота. Ему следовали, приезжая в Москву на коронацию, все императоры, вплоть до имп. Николая II; перед возвращением в С.-Петербург обязательно прощались с Иверским образом (царь Петр I, вернувшись в 1699 из Зап. Европы, не сразу поехал к И. ч., что вызвало нарекания москвичей; его торжественный въезд в Москву в 1721, после победы в Северной войне, был совершен через Воскресенские ворота). В 1775 г. здесь перед казнью молился Емельян Пугачёв.

И. ч. постоянно упоминалась в художественной лит-ре как символ особого московского благочестия: у И. А. Бунина («Воспоминания», «Чистый понедельник»), Б. К. Зайцева («Голубая звезда»), И. С. Шмелёва («Богомолье»), А. И. Солженицына («Красное колесо»). В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов «увидал - проехав по городу - эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами» и «почувствовал себя дома, в тихом пристанище». По свидетельству И. Д. Сытина, А. П. Чехов, приезжая в Москву, всегда занимал номер гостиницы «Большая Московская», выходивший окнами на И. ч., чтобы видеть ночной молебен, к которому собиралось много горожан.

Образ И. ч. встречается в поэзии нач. ХХ в.: у О. Э. Мандельштама («От Воробьевых гор до церковки знакомой / Мы ехали огромною Москвой»), М. И. Цветаевой («Мой - рот - разгарчив, / Даром что свят - вид. / Как золотой ларчик, / Иверская горит»; «А вон за тою дверцей, / Куда народ валит, / Там Иверское сердце, / Червонное, горит»), В. Ф. Ходасевича («Грошевую свечу за чудное спасенье / У Иверской поставила она»), в живописи (А. Лентулов. «У Иверской», 1916, ГТГ).

В 1918 и в 1922 гг. И. ч. была ограблена, за небрежное хранение церковных ценностей понесли наказание члены совета общины; остававшиеся в часовне ценности - золотая риза весом более пуда, неск. пудов серебра, 2 больших изумруда, более 100 алмазов, рубины и др. камни - были изъяты в 1922 г. В 1920 г. англ. писатель Г. Уэллс в кн. «Россия во мгле» отметил, что «особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены». Перед И. ч. разворачивалось главное действие «комсомольского рождества» в Рождественский сочельник 1923 г. После закрытия и сноса И. ч. на ее месте была установлена авангардистская скульптура рабочего, исчезнувшая после разрушения ворот в 1931 г.

Остатки И. ч.- каменные прямоугольные в плане фундаменты (5,5×6 м) - открыты и изучены при реконструкции Исторического (Воскресенского) проезда Московской археологической экспедицией Ин-та археологии РАН в 1988 и 1994 гг.

4 нояб. 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень И. ч. В 1996 г. были завершены работы по воссозданию И. ч. и ворот (архит. О. И. Журин). Ныне часовня, пристроенная к сев. стороне Воскресенских ворот, имеет куполообразную кровлю, увенчанную золоченой фигурой арх. Михаила с крестом. Окна (в т. ч. ложные) овальной формы обрамлены венками и золоченым подзором в виде драпировки. К единственному дверному проему на главном (сев.) фасаде ведут широкие чугунные ступени; его фланкируют золоченые горельефные фигуры апостолов Петра и Павла. Перед И. ч. по решению московского правительства установлен знак «Центр Москвы».

25 окт. 1995 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, список иконы прибыл в Москву из Иверского монастыря на Афоне, где был написан иером. Лукой, а на следующий день Патриарх Алексий II совершил чин освящения И. ч. В наст. время в И. ч. ежедневно совершаются молебны, к-рые служат поочередно священники московских храмов.

Арх.: Чернов С. З. Отчет Моск. археол. экспедиции… 1988 г. // Архив ИА РАН. Т. 5. Р-1. 6 № 13158, 13159.

Л. А. Беляев

Адрес: Москва
Первое упоминание: 1669 год
Разобрана: 1929 год
Начало строительства: 1994 год
Окончание строительства: 1995 год
Архитектор: Матвей Фёдорович Казаков
Святыня: Список с чудотворной иконы Иверской Божией Матери
Координаты: 55°45"20.5"N 37°37"04.6"E

В самом центре столицы, в пешеходной зоне рядом с Красной площадью стоит небольшая изящная часовня, и туда в любое время года заходят верующие. История почитаемого православного храма начинается с конца XVII столетия. В нем находится копия со знаменитой иконы, оригинал которой с XI века хранится в монастыре на греческом полуострове Афон.

Иверская часовня на фоне Воскресенских ворот

История иконы

Искусствоведы и историки не имеют единого мнения о возрасте иконы Иверской Богоматери. В Афинском университете считают, что этот образ написали в первой половине XI столетия, а сотрудники университета имени Леопольда и Франца, расположенного в австрийском городе Инсбрук, утверждают, что его создали позднее - уже в XII веке.

О появлении чудотворной иконы записано в христианских Сказаниях. Славяне впервые написали об удивительной иконе в XV веке, а греки - в XVI веке. В летописях существуют совершенно различные версии ее происхождения. По одному из сохранившихся преданий во времена иконоборчества, при византийском императоре Феофиле, неподалеку от греческого города Никея жила женщина. Понимая, что икону могут забрать и уничтожить, она решила спасти лик Богородицы от преследователей и опустила икону в море.

Через два века образ оказался у монахов и его поместили в Иверскую обитель, которая была основана в конце X века выходцами из Грузии, происходившими из царского рода Багратидов. По монастырю икона и получила свое имя «Иверская».

Вначале ее хранили в киоте, помещенном над входом в соборный храм, и называли «Вратарницей». Однажды на полуостров напали сарацины. Один из варваров подъехал к монастырю и ударил копьем по иконе. По преданию в то же мгновение из нее брызнула кровь. Увидев такое, разбойник раскаялся и принял монашеский постриг.

Потом для иконы возвели небольшую отдельную церковь. В XVI веке грузинские чеканщики сделали для образа серебряный оклад, в котором остались открытыми только лики младенца Христа и Богоматери. В древнем Иверском монастыре икона хранится и в наши дни.

Общий вид часовни

Как была построена первая часовня

Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.

К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле .

Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу. В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.

1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.

Строительство каменного храма

Деревянный храм простоял до конца XVIII века и сильно обветшал, поэтому его решили заменить на каменный. Проект новой часовни выполнил талантливый российский зодчий Матвей Казаков, а украшать ее доверили итальянскому мастеру Пьетро Гонзаго. По его эскизам часовню оббили жестью и декорировали позолоченными звездами и медными пилястрами. Наверху храма появился изящный золоченный ангел, держащий крест.

Маленький храм освятили в 1791 году, и он сразу понравился москвичам. Хотя в часовню и не могло попасть больше 50 верующих, сюда приходили помолиться из разных частей города. К чудотворной иконе шли не только православные. Она почиталась и католиками, которые приезжали в Россию по государственным или торговым делам. Купцы обязательно заходили в часовню перед важными сделками, а гимназисты и студенты просили у Богородицы хороших оценок на экзаменах.

Время от времени знаменитая икона покидала часовню. По заказу жителей города образ возили по домам для исцеления больных и помощи роженицам. Для того чтобы Иверская часовня не оставалась пустой, с образа сделали копию и вешали ее на освободившееся место.

Несколько веков в Москве была традиция, по которой прибывающий в город государь первым делом ехал приложиться к Иверской иконе. Это правило было нарушено только один раз. В 1699 году молодой Петр I вернулся в Россию из первого путешествия по Европе . Вместо Иверской иконы он поспешил к своим друзьям в Лефортово, и это поступок вызвал резкое осуждение горожан. После этого Петр I и другие российские государи, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга и возвращаясь в северную столицу, обязательно молились в Иверской часовне.

Перед нашествием французских войск в начале осени 1812 года знаменитую икону вывезли из Москвы. Чтобы враги не могли надругаться над православной святыней, ее спрятали в одном из владимирских монастырей. Однако, через два месяца, после того как французы покинули город, икону вернули в московскую часовню. Затем храм отреставрировали, и в городе ежегодно стали проводить крестный ход в честь освобождения страны от Наполеона. Во время него толпы верующих с чудотворной иконой на руках обходили вокруг стен древнего кремля.

Разрушение и возрождение часовни

Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.

В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей . В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.

В 1928 году в городе было подготовлено решение о сносе культовых зданий и последующей реконструкции главной площади Москвы. Летом 1929 года храм закрыли для верующих и в течение суток разобрали до самого основания. Воскресенские ворота снесли чуть позже - в 1931 году. Ведущий на Красную площадь проезд освободился и через него стали пускать колонны демонстрантов и технику для парадов.

Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.