Чацкий в поединке с обществом. Чацкий - побежденный или победитель в комедии "Горе от ума"? Традиции и новаторство комедии "горе от ума"

Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х

годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового,

которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не

только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски

настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции "века

минувшего", противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это

передовой человек "века нынешнего", точнее, того времени, когда после

Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев

общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные

революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе

20-х годов XIX века - это типичный образ "нового" человека,

положительного героя, декабриста по взглядам, общественному

поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в

своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было

неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более

ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого -

крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против

существующих устоев общества становятся все более резкими.

Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета

крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста

говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?"

он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами

дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу

Фамусова порядков золотого екатерининского века, "века покорности и

страха - века лести и спеси".

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и "охотник

поподличать", а независимая, свободная личность, чуждая рабской

приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как

источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает

связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы

служить делу, а не лакействовать перед начальством. "Служить бы рад,

прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить

просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях

самодержавно-крепостнического строя:

Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум,

алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам

творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И

прослывет у них мечтателем опасным...

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий,

двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской -

"химик и ботаник".

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему

народному, национальному, рабски подражает внешней культуре

Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком,

то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей

лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам

"искал ума" во время пребывания на Западе, но он против "пустого,

рабского, слепого подражанья" иностранцам. Чацкий стоит за единение

интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его

происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то

Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и

моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее

всего - "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"

Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым

человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он

спрашивает Молчалина: "Зачем же мнения чужие только святы?"

Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести,

лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут

консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении

фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя -

это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного

человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом,

речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала

событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим

образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А.

Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого,

без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов".

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост

показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями,

поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы,

гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более

совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль,

вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду,

остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников,

оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося

перед ним.

Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. В

фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После

трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо

из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма

прохладный прием - и со стороны хозяина и

со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор

Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на

холодное равнодушное отношение с ее стороны.

По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщем страхом

покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась

шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и

раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы

он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего

житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе,

основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком

нынешним" Чацкий понимает; революционно-освободительное течение

русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века.

Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова:

"Он вольность хочет проповедать!".

Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно

человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от

имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы... Вот

уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и

Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? "Судьям", которые

непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое

поколение, идущее другими путями.

Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование,

гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании

смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и

крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого

общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное

слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но

старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по

свету, где оскорбленному есть чувству уголок"..

Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его

поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями

фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование

фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали,

если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны

остановить развитие просвещения и передовых идей.

Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ

Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и

воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого

происхождения. Он из милости "пригрет" Фамуеовым, хотя, безусловно,

ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами,

достаточно образован.

Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не

глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски

умен, когда дело касается его личной выводы".

Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между

носителями противоположных качеств дворянской молодежи того

времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и

благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость,

подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому,

что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради

своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и

низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери

богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может

"словечко замолвить".

Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий

страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно

фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не

терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он "мастер

услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по

выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то

Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-

таки история доказала, что победа останется за такими настоящими

патриотами, как Чацкий.

115. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА"

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат

Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил

начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском

университете Грибоедов сближается с будущими декабристами,

страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими

передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева,

Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного

достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам.

Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к

защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что

классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным,

с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития

национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы

Грибоедова носили вольный перевод с французского ("Молодые

супруги", "Притворная неверность"), но затем он создает свое

собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова - это эстетика

реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и

опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был

одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. он

закончил работу над комедией "Горе от ума". Неслыханным был ее

успех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедию

враждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин,

восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель

комедии - "характеры и резкая картина нравов". До Грибоедова только

комедия "Недоросль" Фонвизина имела успех. "Горе от ума" было

использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии -

столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - "века

нынешнего" и "века минувшего". Появление "Горе от ума" предвещало

победу реализма в русской литературе. Грибоедов, вслед за Радищевым,

раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие

крепостного человека. Пример: служанке Лизе грозит и любовь

стареющего барина - волокиты Фамусова, и барская расправа. Она

говорит: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская

любовь". Сочувствие закрепощенным народным массам - основ

грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий,

составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла

дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского

народа. Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно

знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал и

применил новый реалистический метод изображения. Все герои даны в

движении, в развитии, в борьбе нового со старым.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была

воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был

образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем

протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится

раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин

в "Евгении Онегине" достиг еще больших результатов. Грибоедов

раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной

средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин

стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской

среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с

горечью восклицает: "Молчалины блаженствуют на свете!". А в нашей

действительности? До недавнего времени тоже "молчалины"

процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это и

привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было

покорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждение

Основной чертой реализма является изображение типических

характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию

реализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедов

каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и

свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще

запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во

все времена. В армии можно встретить грубого солдафона

(грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильного

дядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держит

всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и

молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже

современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической

верностью. Новаторство Грибоедова - художника, выразившееся в

естественности, простоте и ясности драматургической композиции,

блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова "комическим

116. РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА"

"Горе от ума" - это одно из самых злободневных произведений в

русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с

общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии,

продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и

сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена

исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии

возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей к

Екатерининским временам, нравы барского общества и вечный

конфликт двух поколений.

Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в

комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно

жизни столичного дворянства. Все внесценические персонажи можно

условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь

Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно

запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович - это яркий

пример служения царице, который делал карьеру, не брезгуя

угодничеством и собственным унижением перед всесильной

Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет

наверх, нравоучительно говорит: "Упал он больно - встал здорово. Зато,

бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе

приветливое слово?" Фамусов забывает о другом: время "дураков"

проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в

нем только гнев. Он с горечью говорит: "Как тот и славился, чья чаще

гнулась шея". Все жизненные блага представители "века минувшего"

получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о

чести и гордости родовитых дворян. Но менее ярок портрет Кузьмы

Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не

только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл: Покойник был

почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить, Богат, и

на богатой был женат, Переженил детей, внучат... Что за тузы в Москве

живут и умирают! Не уступают мужчинам и представительницы

прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример - Татьяна Юрьевна,

которая близко знакома с "чиновными и должностными". Фамусов

А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними

нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власъевна!

Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! Имеет

очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения

которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих

"властительниц" устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и

вздорный характер. Кроме "тузов", в дворянском обществе есть люди и

помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными

представителями массы среднего дворянства. Сценические персоналки

этого типа людей - Загорецкий и Репетилов, а из внесценических

можно назвать "черномазенького, на ножках журавлиных", а также

"троих из бульварных лиц", о которых упоминает Чацкий. Все они,

сознавая свою ничтожность перед "столпами" московского дворянства,

стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность.

Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество.

Все внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы

подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их

мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми

подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать

вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным

"тузом", видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать

все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что

она похожа на мать тем, что "чуть из постели прыг" - уже с молодыми

людьми, то можно не сомневаться - он женился по расчету. Чванливый

по отношению к тем, кто ниже него стоит по положению в обществе.

Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого

Скалозуба, который "не нынче - завтра генерал". Чацкий с насмешкой

говорит о родне Фамусова: А тот -чахоточный, родня вам - книгам враг,

В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился. Этот персонаж, выведенный в

комедии, подчеркивает общественно- политическую обстановку в

России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе. Все боятся

образованных людей, типа Чацкого, потому что понимают, что

недалеко то время, когда их сметет как не нужный хлам новая сила, то

есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в

жизни потому, что без крепостных крестьян сами они ничего в жизни

не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые

крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы

держаться за свои пpивилeгии. Комедия очень актуальна и сейчас.

Недаром Пушкин говорил, что цель комедии - это "изображение

характеров и нравов". Безнравственность фамусовского общества и

безнравственность тех идеалов "века минувшего", которым они

поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры

неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в

вечном противоборстве: Служение лицам, а не делу, "дома новы, а

предрассудки стары", способность ради карьеры "отважно жертвовать

затылком", беззастенчивость, с которой "торопятся попасть в полки

шутов", - все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий

одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу:

Смешные, бритые, седые подбородки, Как волосы, так и умы коротки!

Таковы внесценические персонажи из лагеря Фамусова. Старуха

Хлестова говорит: "И впрямь, с ума сойдешь от этих школ, гимназий".

Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что скоро-будут учить

"по-настоящему: "раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий".

Он сожалеет о своем брате: "Чин следовал ему - он службу вдруг

радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, будущее за поколением

Чацкого, но ничего, кроме раздражения. Скалозуб не чувствует.

Фамусов заявляет: "А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да

сжечь!" Недаром декабристы взяли комедию для пропаганды своих

политических идей. Сам Грибоедов писал: "Чем образованнее человек,

тем он полезнее своему отечеству; "Но фамусовское общество не желает

быть полезным своему отечеству. Родины и своего народа они по

существу не знают и не желают знать.

В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословья.

Все образы., даже самые незначительные, играют важную роль в

развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел

комедии - дать широкую картину русской действительности того

времени, показать борьбу двух лагерей, то есть "века нынешнего" с

"веком минувшим". Большое количество внесценических персонажей

раздвигает рамки сатирической картины общества, делает проблему не

частной, а повсеместной. В этом новаторство Грибоедова.

Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы "минувшего

века": "И награжденья брать, .и весело пожить". Вот их лозунг, их девиз

жизни. Чацкий же, и ему подобные, видят цель жизни в переустройстве

общества, когда "рабов по духу" сменит гармонично развитая личность,

способная к самопожертвованию во имя прогресса России. Чацкий о

"минувшем веке" говорит: "Прямой был век покорности и страха".

Чацкий противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание

чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

117. ВРЕМЯ: ЕГО ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Комедия А.С., Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых замечательных

произведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор не

оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые

исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально

известно лишь время, когда работа над произведением была закончена:

1324 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а

читателю необходимо знать эпоху создания произведения и

историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным

является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые

люди, типа А.А. Чацкого (главного героя произведения А.С. Грибоедова

"Горе от ума"), несли в общество новые идеи, настроения. В его

монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее

всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни,

ощущение, что "вольнее всякий дышит". Свобода личности - вот мотив

времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые

стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке,

чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями

своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость - их

моральный долг.

Комедия "Горе от ума" построена так, что о "веке нынешнем", об идеях

социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот

"новый человек", который несет в себе "дух времени"; идею жизни, цель

которой - свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей

борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть

единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба,

неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему". Чацкий и

его сподвижники стремятся к "искусствам творческим, высоким и

прекрасным", мечтают вперить в науки "ум, алчущий познаний",

жаждут "возвышенной любви". Стремление Чацкого - служить

отечеству, делу, а не лицам". Он ненавидит все пошлое, в том числе

рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество,

низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо.

Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь

намекнуть на важнейшие идеи.

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В

это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к

активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому

подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед

Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года до

описанных в комедии событий, Чацкий, "обливаясь слезами", расстался

с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще

начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но

государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно

требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: "Служить

или не служить, жить в деревне или путешествовать" - выходит за

рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина

неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-

своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь

чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы.

Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги

бы да сжечь". Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую

участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение

мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить

привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца,

активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего

реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную

Пока главный герой комедии Грибоедова "Горе от ума" путешествовал

три года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением

возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало в

сабо "сопротивляемость" тем зреющим переменам, которые грозили

сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо

прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись к

нему и его "талантам" всерьез. А между тем, это "жалчайшее" созданье"

не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его

место в сердца Софьи, именно он - счастливый соперник главного

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к

каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот

определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем

комедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова

("Молчалины блаженствуют на свете") оказались пророчеством.

Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства.

"Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать

расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего

суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя

Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?

Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов

получить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: "Мне

только бы досталось в генералы". Князь Тугоуховский давно на

посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы

его в покое...

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он

добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин,

он стал секретарем московского "туза", получил три награды, чин

асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал

возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском

доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...

Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет.

Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит

на своем пути Чацкого - безумного мечтателя, ниспровергателя основ!

Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью:

тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство,

силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и

уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых "и награжденья брать, и весело

пожить", дойти "до степеней известных", станут в ближайшем будущем

(после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет

опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть

ценит именно их "таланты" - "умеренность и аккуратность". Молчалин -

человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в

четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все

возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его

разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили

сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный

здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить,

так как Чацкий - сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно

списать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Чацкий и

фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных

измерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным,

нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает

нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: ...Из огня

тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит

воздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет.

"Так! Отрезвился я сполна!" восклицает Чацкий в конце комедии. Что

же это поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения

далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так:

"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь

смертельный удар качеством силы свежей".

После скандала в доме Фамусовых, Чацкий уезжает. Его отъезд это

форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил

торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей

осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий

остался морально выше. Дальнейшие скитания Чацкого не изображены

в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего,

площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре,

конечно он не погиб в день восстания.

Интересно, что спустя полвека после создания "Горе от ума", в 80-е

годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел Молчалина на сцену в

очерке "Господа Молчалины". Социально ориентированный художник

не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в

Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке

Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся "степеней

известных". Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по

ней, достигнув в конце пути желанных вершин ("Возвысился,

унижаясь, - писал о нем К. Полевой).

страданиях Александра Андреевна Чацкого. Грибоедову, может быть,

впервые в русской литературе удалось создать действительно

реалистический образ положительного героя, героя Своего времени. И

трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не

было бы таких людей, как А. А. Чацкий, ведь именно им мы обязаны

своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы

достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к

лучшему и верил, что это лучшие можно достигнуть, лишь протестуя

против устаревших, закостенелых принципов, установленных в


В «Горе от ума» А.С.Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – «нынешнего» и «минувшего». Действующие лица вышедшей в 1961 году комедии, за исключением Чацкого, представляют собой «прошлое».

Ярым защитником «века минувшего» выступает Фамусов, который воплотил в себе типичные черты косного столичного общества. Он чувствует себя зависимым от мнения аристократии, от статуса и финансов.

Ему присущи чинопочитание, лесть и угождение, позволяющие расположить собеседника. Такими же характерными особенностями обладает все «фамусовское общество», отвергающее образованность и ученость. Праздному дворянству проще поверить в сумасшествие Чацкого, нежели прислушиваться к прогрессивным речам. Они не желают менять взгляды и традиционный уклад жизни.

«Век нынешний» Грибоедов представил в образе Чацкого. Взгляды отсутствовавшего три года в Москве молодого человека соответствуют вызовам времени. Новый представитель дворянской молодежи прямолинеен, обладает критическим умом, высмеивает преклонение перед всем иностранным.

Чацкий патриотичен: «служить бы рад», но «делу, а не лицам», ему претит «прислуживаться» перед напыщенными чинами. Страстными речами он обличает существующие устои. Ни в имении Фамусова, ни в обществе не находит герой понимания. Такая ситуация вызывает горькую усмешку, ведь здравомыслящему человеку сложно сохранить рассудок в подобном окружении. В итоге Чацкий покидает столицу, не видя смысла в противостоянии с московским обществом: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».

Автор раскрыл в комедии не только конфликт поколений, но и красочно изобразил суть непонимания между живущими по разным разным принципам современниками. Минувшее время прочно держится за жизнь, порождая себе подобных. Однако в образе Чацкого мы видим, что наступает эпоха перемен.

Обновлено: 2017-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции "века минувшего", противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек "века нынешнего", точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это типичный образ "нового" человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими. Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?" он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, "века покорности и страха - века лести и спеси".

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и "охотник поподличать", а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности. Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным... Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской - "химик и ботаник".

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам "искал ума" во время пребывания на Западе, но он против "пустого, рабского, слепого подражанья" иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!" Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: "Зачем же мнения чужие только святы?" Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя - это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать». Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.

Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем». Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».

Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».

Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».

А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.

Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.

Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.

Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.

Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».

Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Тест по произведению

Среди огромных богатств классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная в 1824 году, занимает особое место. Она полна молодости и свежести, отличается живостью драматического действия, яркими и сочными характерами. Эта комедия, рассказывая о далеком прошлом, обращает читателя и зрителя к настоящему. Основной конфликт в ней - борьба нового, передового со старым, отжившим, «века нынешнего» с «веком минувшим». В этом смысл борьбы Чацкого с идеалами московского дворянства, в глазах которого Чацкий - новатор, «либералист» и вольнодумец. Этого представители «века минувшего» ему простить не могут.

История жизни Чацкого в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство в доме Фамусова, затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург - «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу - и возращение к сладкому и приятному «дыму отечества». Чацкий молод, но за плечами у него уже много жизненных событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.

Автор неоднократно подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный, острый, отличающийся, впрочем, «несколько рассудочным подходом к жизни». Чацкий учился за границей. Кроме научных истин, он там еще набрался «новых правил». В эти годы беспокойная Европа все еще кипела страстями великих битв - еще и полувека не прошло после революции 1789 года во Франции, и революционные вихри, поднятые ею, бушуют то в Италии, и то в Испании. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Но что его ждет в Москве?

Его милая Софья, к которой он мчался «сорок пять часов, глаз мигом не прищурив, верст больше семисот…», полюбила другого, секретаря отца, Молчалина. Для Чацкого это тяжелый удар, потому что его горячая, искренняя любовь глубока и постоянна. Кроме того, он чувствует себя оскорбленным выбором Софьи. Как могла она, умная, развитая девушка, отдать предпочтение Молчалину, который не смеет даже «своего суждения иметь»?

Но, к сожалению, это не единственное разочарование, ожидающее Чацкого в Москве. Возвращаясь полный надежд домой, наш герой предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест», - говорит он Софье при первом свидании, тут же утешая себя: «И в ком не сыщешь пятен». Но он был все же уверен, что фамусовщина - это лишь осколок «века минувшего ». Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Даже старые друзья были заражены фамусовщиной. Прежний друг Горич, совсем еще недавно полный жизни, теперь «на флейте твердит «дуэт а-мольный» и жалуется на здоровье. Разговор с Репетиловым раскрывает Чацкому поверхность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «либералистов», происходящих в Английском клубе. А общение с другими представителями фамусовского общества стало для Чацкого вообще драматичным.

И это вполне закономерно. В обществе московских «тузов», где все живут, «на старших глядя», где ценят лишь богатство и чин, где боятся правды и просвещения, Чацкий стоит на особом месте, за это многие дворяне ненавидят и преследуют его. Что же отличает этого героя от его противников? Ум, искренность, прямота - вот что отличает Чацкого от многих его сверстников в московском обществе. Молчалин как будто умен. Если мы познакомимся с ним поближе, то увидим, что главное в нем - хитрость, изворотливость, коварство. Скалозуб прям и откровенен, но зато он «слова умного не выговорил сроду». И лишь Чацкий соединяет в себе ум и честность - качества очень важные для настоящего человека.

Фамусовскому пониманию человека, «пусть плохонького», но богатого, который «не в войне, а в мире берет лбом», Чацкий противопоставляет свой идеал:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Совершенно разное представление о службе имеют представители двух лагерей. Для Фамусова образцом отношения к служебным обязанностям является Максим Петрович, который «сгибался вперегиб », если нужно было «подслужиться». У Чацкого на этот счет противоположное мнение:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
В противовес Фамусову и его окружению Чацкий лишен аристократического презрения к людям низшего звания. В своем монологе «А судьи кто?» Чацкий гневно обрушивается на тех, кто

Грабительством богаты,
Защиту от суда в друзьях найдя, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.

Он также обвиняет представителей «века минувшего» в косности, отсутствии движения:

А судьи кто? За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма.

Комедия оказалась ответом А. С. Грибоедова на острую потребность его времени в оригинальной, высокохудожественной, общественно значимой, социальной комедии. С тех пор прошло уже очень много времени. Свое общественное значение комедия, безусловно, уже утратила, но художественное - нет. Театры и ныне собирают полные залы, когда на сцене идет «Горе от ума».